Top.Mail.Ru

Подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ

26 — 28 мая 2021 в Казани прошел Восьмой международный форум по педагогическому образованию. Открывая форум Президент IFTE 2021, ректор Казанского федерального университета, академик Российской академии образования, профессор Гафуров Ильшат Рафкатович сказал: «IFTE 2021: „Педагогическое образование: новые вызовы и цели“ — демонстрирует наше стремление внести свой вклад в преодоление тех трудностей, которые не только возникли в период пандемии, но и будут определять векторы развития образования в будущем». На 90 секциях, круглых столах, панельных сессиях форума выступили более 700 ученых России и других стран.

27 мая 2021 на секции № 65 — Модераторы: Лира Владимировна Артищева и Екатерина Александровна Кириллова (Казанский федеральный университет, Казань, Россия), был представлен доклад «Система подготовки педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в сфере личностного развития, социализации и непрерывного образования», подготовленный авторским коллективом трех университетов: Г. В. Валлиулина, к.п.н., (Казанский федеральный университет) Е. В. Резникова, к.п.н., доцент, (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет), Е. А. Екжанова, д.п.н., профессор, И. Л. Соловьева, к.п.н., доцент (Московский городской педагогический университет, Москва, Россия). В докладе были отражены материалы исследования, раскрывающего проблемы подготовки и переподготовки специалистов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП) в сфере их личностного развития и получения непрерывного образования, гармоничной реализации их в труде и социуме. Авторы выделили современные тенденции в отношении сопровождения детей с ООП, среди которых особо подчеркивалась:

  • Значимость психолого-педагогического сопровождения детей с ООП как технологии, сочетающей в себе эффективные подходы, модели и методы современного воспитания, обучения и социализации детей с ООП с позиции психолого-педагогической парадигмы.
  • Противоречие между оценкой творческого и личностного развития детей с ООП, не подверженного четкому ранжированию, не имеющего четких предметных и метапредметных показателей, с одной стороны, и эффективности этих направлений деятельности, оказывающих колоссальное влияние на личностный рост, как сопровождаемого, так и сопровождающего, с другой стороны.
  • Сопровождение ребенка с ООП на разных этапах получения образования с разными акцентами сопровождения, обеспечивающее его успешное вхождение в последующий этап его онтогенеза, разворачивающегося в области социальной жизни: от дошкольного возраста — до вхождения во взрослую жизнь.
  • Результат: современный педагог должен быть готов выполнять свои функции не только в системе образования, но в работе с населением по месту жительства, в условиях домашнего обучения ребенка и сопровождению взрослого с ООП на различных этапах его саморазвития.

Авторским коллективом по теме исследования опубликовано 19 научных статей, из которых: 8 работ Web of Science, 7 статей ВАК, 3 монографии, что позволило сформулировать перспективные вопросы для будущей работы:

  • Каким путем за счет внедрения количественно-качественных показателей, сопровождение ребенка с ООП на разных этапах получения образования должно обеспечивать успешное вхождение ребенка в последующий этап его онтогенеза, разворачивающегося в области социальной жизни — от дошкольного детства — до вхождения во взрослую жизнь?
  • Как оценивать эффективность деятельности специалистов сопровождения и какое влияние она оказывает на личностный рост ребенка с ООП? А без личностного роста успешная социализация невозможна.
  • Насколько существенны корреляции между личностным развитием сопровождающего и сопровождаемого?
  • Можно ли за счет внедрения количественно-качественных показателей сопровождения ребенка с ООП на разных этапах обучения и воспитания обеспечивать его успешное вхождение в последующий этап онтогенеза, разворачивающегося в области социальной жизни — от дошкольного детства — до вхождения во взрослую жизнь, то есть каким путем обеспечить юноше /девушке с ООП будущее социальное благополучие?


Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования