Top.Mail.Ru

Учёные МГПУ написали монографию «Москвоведение 3.0»

Коллективная монография «Москвоведение 3.0: региональный компонент в образовательном пространстве столицы» посвящена возможностям и перспективам реализации москвоведения в рамках гуманитарных дисциплин среднего общего и высшего образования. Авторы предлагают направления и формы внедрения москвоведения как региональной комплексной программы, каталог учебных ресурсов с материалами, которые могут быть использованы в образовательной и воспитательной работе московскими педагогами. Книга адресована педагогам, методистам, аспирантам и всем, интресующимся историей и современностью Москвы.

Научное издание о москвоведении — это один из важных этапов в системных исследованиях, проводимых исследователями института гуманитарных наук. Коллективный труд не только раскрывает историю этого уникального предмета, ставит вопросы о целесообразности его изучения и его наличия в школьных программах, учебниках по истории и методической литературе. Мы предлагаем электронные базы полнотекстовых материалов и визуального контента по москвоведению и конкретные методические рекомендации и подходы к преподаванию регионального компонента в школе и вузе. Особо ценными для нас стали помощь внешних экспертов и поддержка Московской городской Думы. — Виктор Кириллов, директор института гуманитарных наук.

Из введения:

В настоящее время краеведение Москвы по-прежнему является одним из приоритетных направлений учебной работы и научно-исследовательской деятельности Московского городского педагогического университета. В нем разработаны программы базовых и вариативных дисциплин, дополнительного образования, элективных курсов с целью изучения истории власти и управления, экономики, социального устройства и культуры современного города. В социокультурных и профильных практиках, реализуемых в архивах, музеях, школах города, формируются и закрепляются необходимые профессиональные компетенции обучающихся. Мотивацию к преподаванию элементов москвоведения в будущей профессиональной деятельности студенты получают в конкурсах научно-просветительских и научно-исследовательских проектов, молодежных фестивалях и форумах, связанных с московской тематикой. Одним из видов метапредметной учебной деятельности студентов университета стали традиционные конкурсы проектов, направленные на изучение и популяризацию историко-культурного наследия Москвы.

В учебных программах педагогических вузов Москвы прослеживаются как все традиционные направления москвоведения — историческое, географическое, литературное, так и новые — урбанистика, регионоведение. Москвоведение является в настоящем той востребованной метапредметной областью знания, которая интегрирует накопленный научный ресурс и направляет его на воспитание школьников и студентов, способствует бережному отношению к историческим традициям города, достижениям его жителей, его архитектурной и социокультурной среде.

В рамках данной монографии также предлагается обратить особое внимание на включение москвоведческого компонента в дисциплины, которые в не меньшей, а часто и в большей степени способствуют формированию личности и мировоззрения обучающихся, но нередко оказываются за рамками инициатив, направленных на формирование гражданской позиции и патриотизма, — на русский язык и литературу. Мышление современного человека — это, в первую очередь, языковое мышление. Родной язык формирует картину мира человека и предоставляет ему инструменты для аналитических действий. Сохранение и развитие государственного языка обеспечивает целостность государства и осознание гражданином своей национально-культурной и социокультурной идентичности. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы курс русского языка в школе и вузе не воспринимался как прикладная и второстепенная дисциплина. Значение же русской литературы для формирования русского национального сознания и национальной идентичности переоценить невозможно. Недаром русских называют литературоцентричной нацией. Именно русская литература ретранслирует национальную систему ценностей и обеспечивает преемственность миропонимания и отношения к действительности носителей русского языка.

Все эти факторы обеспечивают наличие устойчивых возможностей и необходимость включения патриотического, гражданского, а следовательно, и москвоведческого компонента в систему преподавания русского языка и литературы и, что еще более важно, в систему подготовки педагогических кадров учителей-словесников. Москва — сердце русской истории и культуры, она породила десятки великих русских писателей, занимает огромное место в русской литературе. Осмысление и актуализация московедческих знаний при изучении русского языка и литературы способствует развитию осознанности и включенности обучающихся в жизнь города, стиранию грани между школьным знанием и реальным миром, повышению мотивации к обучению в целом и формированию активной жизненной позиции гражданина и горожанина.

Таким образом, предлагаемые коллективом авторов аналитические и методические материалы, не занимая дополнительного учебного времени у обучающихся старшей средней и высшей школы, содержат эффективные приемы реализации москвоведческой проблематики в рамках существующих или начинающих реализовываться учебных курсов. Необходимость же изучения москвоведения в образовательных учреждениях Москвы и Московской области не вызывает сомнения. Ведь москвоведение — не только история и культура региона. Это еще и социализация школьников и студентов в мегаполисе, навыки пользования его богатыми культурными и социальными ресурсами, умение эффективно взаимодействовать друг с другом и с властью ради собственного благополучия, процветания города, области и страны.

Расширение учебной аудитории, включение новых предметов знания, внимание к современным источникам информации, обращение к цифровым ресурсам, интеграция москвоведения в существующие учебные дисциплины — этот комплекс новаций позволяет нам считать, что мы предлагаем педагогической общественности столичного региона новую концепцию комплекса знаний о Москве — москвоведение 3.0.

Авторами монографии проанализированы возможности и перспективы реализации москвоведения в рамках гуманитарных дисциплин среднего общего и высшего образования, проведен мониторинг мнений экспертов по этому вопросу, выявлены существующие образовательные и культурно-просветительские практики, определены направления и формы внедрения москвоведения как региональной комплексной программы, составлен каталог учебных ресурсов, содержащих полноценные материалы о российском обществе, современной Москве, которые могут быть использованы в образовательной и воспитательной работе московскими педагогами.



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе