Top.Mail.Ru

Эксперт МГПУ рассказала «Вестям образования» о реверсивном наставничестве

С 7 по 12 ноября в Москве прошел педагогический форум «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация». Организаторы форума — Корпоративный университет московского образования и Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Одно из мероприятий форума было посвящено новой и малоизученной теме — реверсивному наставничеству. О том, что это означает, рассказывает в интервью «Вестям образования» автор исследования на эту тему, доцент дирекции образовательных программ МГПУ, доктор педагогических наук, модератор секции «Реверсивное наставничество» Ольга Мачехина.

— Расскажите, пожалуйста, почему Вас заинтересовала эта тема и как следует понимать сам термин «реверсивное наставничество»?

— Тема реверсивного наставничества рассматривается не очень давно в отечественном образовании, хотя прецеденты существуют уже более полувека. Мы привыкли к традиционной модели наставничества в образовании, когда опытные возрастные педагоги берут на себя ответственность за то, чтобы ввести в профессию молодых коллег, которые недавно закончили вуз или работают небольшое количество времени. Они делятся с ними методическими идеями, организационными форматами. Но нередко так получается, что молодые педагоги тоже наработали какой-то педагогический опыт — например, вожатыми в летних лагерях, во внешкольных организациях. Соответственно, они могут поделиться какими-то особенностями восприятия поколения, у которого иные ценности, иные традиции. Это и есть реверсивное наставничество — когда молодые педагоги передают свой опыт коллегам со стажем. И с точки зрения теории поколений я в своём исследовании начала рассматривать этот вопрос, поделилась с учителями столичных школ, и это вызвало большой интерес.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем заключается эта теория, и как она реализуется в школьных коллективах?

— Существует так называемая теория поколений, основоположниками которой являются американские исследователи Нейл Хоу и Уильям Штраус. В 1991 году они разработали концепцию, основанную на различиях в философии людей разного возраста и выпустили книгу «Поколения» (англ. «Generations»). Теория поколений — это подсказка для тех, кто хочет, но не совсем чётко представляет, с чего начать общение и как себя вести с людьми разных возрастов. Итак, рассмотрим характеристики людей, относящихся к разным поколениям на примере межпоколенческого взаимодействия в пространстве средней общеобразовательной школы.

Поколение «бабушек и дедушек» — бэби-бумеры, родившиеся в 1945—1967 годы.

Если представитель данного поколения входит в круг вашего семейного или профессионального общения, надо быть готовыми к периодическим нравоучениям с комментариями о том, что в их молодости все было лучше: работники более квалифицированные, команда более сплочённой, фильмы и книги были шедеврами и так далее.

Поколение родителей — поколение Х, родившиеся в период примерно с 1967 до 1984 годы.

Люди поколения X довольно легко приспосабливаются к переменам. Стойкость духа и умение выживать в трудных условиях является одним из самых сильных качеств, свойственных «иксам». Для них не представляет большой сложности смириться и принять участие в очередной реформе или ином испытании на выносливость.

К поколению Y, или миллениалам, относятся люди, родившиеся в период примерно с 1984 по 2000 годы. Среди них есть и родители, и дети.

Представители этой когорты не уверены в завтрашнем дне и в правильности того, чем они занимаются сегодня. Поэтому не видят оснований для построения планов на дальнейшее будущее, склонны рефлексировать прошедшее и весьма щепетильны в отношении к настоящему.

Поколение «старших внуков» — поколение Z — это люди, родившиеся примерно с 1997 по 2012 годы, и поколение Альфа («младшие внуки»), родившиеся примерно после 2010−2012 года.

Люди поколения Z гиперчувствительны и довольно тяжело переносят столкновение с внешним раздражителем — чужим мнением. Зуммеры мыслят фрагментарно и поэтому очень дозированно воспринимают информацию. Им хватает 8 секунд (например, при просмотре публикации в новостной ленте), чтобы понять, стоит ли читать весь текст. Но если людей Z интересует какой-то вопрос, они будут изучать его детально.

Партнерские отношения с родителями и людьми, относящимися к поколению их родителей, а также неуемное стремление к одобрению — важные характеристики «зетов» для установления с ними хороших отношений.

Поколение Альфа еще мало изучено. Их главное преимущество заключается в том, что они молниеносно сканируют цифровой и графический контент, во взрослой жизни будут готовы в любой момент освоить новую специальность, в отличие от предыдущих поколений. В то же время виртуальная реальность грозит стать для них тюрьмой, за пределами которой обнаружится реальный жесткий мир.

Представители всех этих поколений присутствуют в школе, работают и учатся бок о бок, и здесь очень важно найти не только взаимопонимание, но и эффективные пути взаимодействия. При этом и педагоги, и ученики порой выступают одновременно в двух ролях: и как наставники, и как наставляемые.

И все они помогают друг другу развиваться и совершенствоваться.

— Как это сотрудничество реализуется на практике?

— Примерно год существует идея реверсивного наставничества в Москве, и за этот период в рамках разных форматов общения — семинаров, вебинаров, конференций — сложилось сообщество людей, которые поддерживают интерес к реверсивному, то есть, обратному, дуальному наставничеству. В школах возникают пары, триады, квартеты — временные творческие коллективы, где опытные педагоги делятся своими методическими, технологическими, организационными наработками, а молодые педагоги и студенты педагогических вузов осуществляют проекты, где участвуют представители разных поколений — от бэби-бумеров до альфы.

На нашей секции в рамках IX Педагогического форума выступали педагоги из разных московских школ (№ 1570, 1583, 1799, 1223). Коллеги поделились своим опытом работы в таких временных творческих коллективах. Результатом работы нашей секции стало появление схемы в виде ментальной карты, на которой представлено круговое взаимодействие представителей разных поколений, иногда педагогических династий, работающих в одной школе, с обязательным учётом экспертной позиции молодых специалистов, студентов педвузов и учеников старших классов и основной школы.

— А чему опытные педагоги могут научиться у своих учеников?

— Об этом был доклад учителей из школы № 1570. Они рассказали о том, как учащиеся старших классов, участвуя в предметных олимпиадах, накапливают опыт интеграции учебной и внешкольной деятельности для достижения высоких результатов во время государственной итоговой аттестации. Они делятся своими, как теперь принято говорить, лайфхаками о том, как успешно совмещать учебу с интеллектуальными состязаниями. У них есть некие алгоритмы работы и даже рекомендации педагогам, как можно организовать работу с ними, с такими учениками, для повышения образовательных результатов.

— Приводились ли примеры, как молодые учителя помогают педагогам старшего возраста?

— Достаточно банальный пример — так называемый «цифровой разрыв», когда молодые учителя учат пожилых коллег пользоваться информационными технологиями.

У опытного педагога, как правило, есть серьёзные методические и дидактические накопления, наработки заданий, упражнений, проверочных и контрольных работ.

А молодой педагог, познакомившись с классической дидактикой на конкретных примерах, поможет своему старшему коллеге освоить навык разработки цифрового учебного контента.

Форматы такого наставничества могут быть разнообразными, например, мастер-класс от молодого педагога «Профессионалам на заметку», или «круглый стол» — решение проблемных педагогических ситуаций, с использованием технологии кейс-стади. В таком взаимодействии можно эффективно использовать как онлайн, так и офлайн-форматы.

Например, все большую популярность приобретает флеш-наставничество: дистанционные встречи с наставником, во время которых опытный сотрудник дает своему подопечному ценные знания в очень короткий период времени, по запросу, именно те, которые нужны здесь и сейчас. Это экономит время и средства на обучение сотрудников, помогает выявить и привлечь экспертов под широкий спектр задач и своевременно получить от них совет.

Но мы в большей степени сейчас уделяем внимание культурологическому разрыву. Нередко наши дети, даже вполне хорошо воспитанные и успевающие по разным предметам, говорят на своеобразном молодёжном сленге, который часто не понятен или отрицательно воспринимается педагогами более старшего поколения.

И тогда молодые педагоги становятся своеобразными переводчиками этого сленга. Более того, молодые педагоги лучше разбираются в том, на что следует обратить внимание при организации воспитательных мероприятий. Например, педагоги более старшего возраста используют в воспитании культурные коды, которые им более близки: книги, которые они читали, фильмы, которые они смотрели в молодости, картины или какие-то символы, дорогие для их поколения, и при этом удивляются, почему их ученики не читали эти книги и не смотрели эти картины, почему они им неинтересны. Но ничего удивительного в этом нет: просто поменялись культурные коды, ценности и традиции. И молодые педагоги в данном случае выполняют роль связующего звена между старшим и совсем юным поколением, помогая им найти общий язык.

На заседании секции мы обсудили, как по-разному воспринимают классику люди разных поколений (беби-бумеров, миллениалов, зуммеров и альфа) на примере «Капитанской дочки» и рассмотрели видеофрагменты, показывающие различие в становлении медиакультуры представителей разного возраста. Эта тема была подготовлена в рамках международного конкурса «Страна Читалия», которым я руковожу.

— Как будет развиваться в дальнейшем тема реверсивного наставничества?

— Мы будем продолжать эту работу, нам это очень интересно, тем более в преддверии 2023 года, объявленного годом педагога и наставника. Появляются уже магистранты и аспиранты, которые будут заниматься этим исследованием в своих школах. Мы планируем продвигать эту идею на городском уровне. Речь идет и о тьюторском сопровождении участников образовательного процесса и о программе повышения квалификации для московских педагогов.

Немаловажным представляется тот факт, что увеличение пенсионного возраста и реализация на государственном уровне федерального проекта «Старшее поколение» создают условия для перехода работников старшего возраста в категорию наставников.

Однако, и для молодых педагогов, весьма полезным будет освоить основы андрагогики — теории и практики обучения взрослых.

Читать материал в источнике

Фото: parabol, Unsplash


Персоны



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе