Top.Mail.Ru

Александр Страдзе в интервью журналу «Тренер»

Александр Страдзе дал интервью специализированному журналу «Тренер». Поговорили о современных спортивных и образовательных технологиях, студентах, допинговых скандалах и профильных научных исследованиях. Директор ИЕСТ рассказал каким профессиям обучают в институте, что делать, если выбрал не ту профессию, зачем нужна магистратура.

Полный текст интервью доступен на сайте журнала


Александр Эдуардович, Вы возглавляете Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета. Какие основные направления Вашей работы?

У моей работы два ключевых направления. Первое. Как руководитель учебного структурного подразделения я стараюсь максимально эффективно и интересно организовать учебную, научную и внеучебную деятельность в Институте. Например, недавно мы разработали и начали реализацию проекта развития нашего кампуса на улице Чечулина. Этот проект признан одним из двух наилучших в нашем университете. Второе направление моей деятельности связано с лидерским положением нашего университета в такой важной отрасли как образование. МГПУ — лидер среди педагогических вузов страны по двум главным показателям — качеству отбора абитуриентов и уровню стартовой зарплаты выпускников после получения диплома. Соответственно, наш институт — лидер в таких областях как преподавание физической культуры, биологии и географии. Обеспечивать такие авангардные позиции наших специалистов и разработок — тоже моя обязанность. Например, именно мы сейчас задаем тон в развитии такого направления как цифровизация физического воспитания и спортивной подготовки. Коронавирусный кризис лишний раз подчеркнул важность и актуальность наших разработок.

Вы начинали свою трудовую деятельность как тренер по плаванию, сейчас работаете директором большого современного института. Что общего в Вашей работе тогда и сейчас, как думаете? А в чем разница?

И тогда, и сейчас моя главная цель — успех моих подопечных. И если своих воспитанников-пловцов я вел к вершине спортивного пьедестала, то студентов института также настойчиво веду к достижению профессиональных высот. Разница в том, что сейчас успех моей деятельности более, чем раньше зависит от команды. Именно поэтому мы собрали в Институте естествознания и спортивных технологий МГПУ сильную высокопрофессиональную команду. И вместе работаем на развитие наших студентов.

Что в современной действительности понимается под спортивными технологиями?

То же что и всегда. Как известно, спорт не любит слабых. Для того, чтобы достичь успеха не только в спорте, но и в повседневной жизни, всегда надо уметь выходить за грани обыденности, а иногда за грани возможности. Как достичь максимальной скорости? Из каких слагаемых складывается невероятная выносливость? Что стоит за феноменом поразительной меткости? Как научиться терпеть, выходить из зоны комфорта и быть устойчивым к стрессу? Все эти многочисленные вопросы имеют единый ответ — надо этому научиться и иметь определённый навык. Как основанный на таланте, так и приобретенный во время получения качественного образования. Это возможно сделать с помощью определённых технологий. Их мы и называем спортивными, если речь идёт в философском смысле об олимпийских принципах: быстрее, выше, сильнее. А сегодня эти принципы всё больше и больше ложатся в основу успешности и конкурентоспособности каждого человека.

Любой профессиональный спорт — это расширение предела человеческих возможностей, что нередко оборачивается тяжёлыми травмами. На ваш взгляд, победы и рекорды невозможны без риска?

Жить вообще невозможно без риска. Если ты хочешь чего-то добиться — приходится рисковать. А профессиональный спорт основан на том, чтобы чего-то добиваться. В его основе лежат достижения. Мы не предполагаем порой что нас ждёт «за поворотом» и для того, чтобы обезопасить себя — минимизировать риски — должны неустанно работать. Так и в спорте. Чем больше и правильнее ты тренируешься, тем меньше ты рискуешь получить травму. Но здесь никто не застрахован. Выбор за нами.

Мир спорта то и дело сотрясают допинговые скандалы. Это всегда больше политический инструмент воздействия, нежели борьба за чистый спорт? Известны же случаи, когда одним прощается многое, а другим — нет.

Это риторический вопрос. Вы верно отметили, любой скандал — это инструмент в руках профессиональных манипуляторов. Подавляющее большинство новостей начинается с негативных, потому что такова жизнь — именно негативные новости в первую очередь притягивают к себе внимание общественности. Сами посудите, если вы никогда не занимались спортом или имеете к нему лишь некоторое отношение — что вам будет интереснее узнать — с какими секундами установил мировой рекорд какой-то спортсмен или как он был уличён в приёме запрещённых препаратов? Здесь объектом внимания перестаёт быть спортивный результат. Может доходить до абсурда — например, история с мильдонием. Почти все спортсмены его всегда принимали. Он-то и изобретён был для поддержания работоспоспособности сердечной мышцы. Что в этом плохого, если некоторые люди работают больше других и им требуется восстанавливаться. Так ведь все лекарственные препараты можно отнести к допингу. Поэтому очевидно, что здесь преследуются определённые политические интересы.

Если принять факт, что предел человеческой выносливости всё же есть, то не ожидает ли нас в ближайшие 20−30 лет кризис спорта из-за потери зрительского интереса?

Спорт в тех или иных форматах, с теми или иными этическими принципами, существует уже тысячелетия. Все эти тысячелетия существовали и пределы человеческой выносливости. И как раз их наличие, этих самых пределов, и делает спорт таким интересным. Ведь если бы происходящее на спортивных аренах укладывалось в пределы возможностей обычного человека, то и интереса никакого бы не было. Интерес как раз в достижении и преодолении этих пределов.

Вы обучаете будущих специалистов спортивной сферы. С каким посылом они выбирают профессию?

В Институте естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета мы готовим специалистов в области физической культуры и спорта по трем направлениям: «Педагогическое образование», «Физическая культура», «Адаптивная физическая культура». Соответственно, это педагоги физической культуры, специалисты по спортивной подготовке и специалисты по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. И посылы, мотивы, пути в профессию у этих абитуриентов — разные. Тот, кто планирует работать в образовательных учреждениях любых уровней, тот выбирает для себя «Педагогическое образование», тот кто мечтает посвятить себя подготовке олимпийских чемпионов — идет на «Физическую культуру», тот, кому интересно развивать навыки преодоления у ребят с ОВЗ — на «Адаптивную физическую культуру». Как я уже подчеркивал, путь у каждого свой, но, как правило, чей-то вдохновляющий пример сподвигает на выбор профессии. Иногда это собственные родители, работающие в сфере образования или спорта. Иногда пример собственного учителя или тренера. Иногда — желание помочь в развитии своим близким с конкретным недугом. Все очень индивидуально.

Случается ли, что наступает разочарование в будущей работе, или человек понимает, что это не его? Важно ли суметь поймать момент, чтобы человек не совершил ошибку, получая не то образование?

В жизни все может быть. В том числе — понимание, что чего-то вовремя не понял и пошел куда-то не туда. Но мы стараемся на каждой стадии сопровождать наших ребят и помочь им преодолевать любой кризис. И для этого ведем отдельную работу. Во-первых, большая часть поступающих к нам абитуриентов приходят в результате профориентационной работы. То есть они сознательно выбирают свою профессию и свое будущее. Во-вторых, каждого студента во время учебы сопровождает специально назначенный преподаватель, тьютор. И если у студента возникают какие-то вопросы, проблемы, в том числе разочарование от выбранного пути, он может их обсудить с тьютором. Ведь это разочарование тоже может быть ошибочным. Человек, особенно молодой и неопытный, может многое неправильно понять и осмыслить. В-третьих, наш Институт предлагает широчайшую линейку магистерских программ. И если Вы действительно разочаровались в первом полученном образовании, вполне вероятно поступить на бюджетное место по другому направлению на уровне магистратуры.

Можно ли поподробнее рассказать о Ваших программах магистратуры, направленных на подготовку кадров для физической культуры и спорта? Для кого они предназначены? Чем отличаются от других уровней образования?

Магистратура — это тот уровень образования, который доступен после получения высшего профессионального образования на уровне бакалавриата или специалитета. Кого мы приглашаем поступать на наши магистерские программы? В первую очередь, действующих специалистов системы образования и системы физической культуры и спорта, которым не хватает профильного образования. Конечно, мы ожидаем наших выпускников. И открыты для тех, кто только рассматривает работу в нашей отрасли. Так бывает довольно часто, что человек всерьез интересуется спортом, но базовое образование получил в другой области. И здесь у него появляется уникальная возможность получить образование своей мечты. Для интересующихся работой в сфере физической культуры и спорта мы предлагаем четыре магистерских программы — две по направлению «Педагогического образование», две — по направлению «Физическая культура». По педагогическому образованию мы предлагаем программы «Технологии физического воспитания в современном мегаполисе» и «Индивидуализация физического развития», по физической культуре — «Спортивная адаптология» и «Комплексное научное сопровождение сборных команд». Подробная информация о программах размещена на сайте нашего университета.

Полный материал читайте на сайте издания



Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс для студенческих семей


25 апреля 2025 г.


Отборочный этап конкурса «Студенческие семьи России» продлится до 1 июня. Принять участие могут семьи, в которых оба супруга от 18 до 35 лет состоят в браке и являются студентами вузов всех форм собственности

Дни науки МГПУ — 2025


25 апреля 2025 г.


В МГПУ проходит общеуниверситетская научная сессия «Дни науки МГПУ – 2025». Сотрудники отделений библиотеки оказывают информационное сопровождение мероприятий, готовят книжные экспозиции и виртуальные выставки