Top.Mail.Ru

Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

«История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявляли защитники Ленинграда».

Г. К. Жуков

27 января в России отмечается День воинской славы — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.). Он был установлен Федеральным законом еще в 1995 г.

Именно в этот день в 1944 г. закончилась героическая оборона города на Неве, которая продолжалась 872 дня. Немецкие войска тогда так и не смогли войти в город, сломить сопротивление и дух его храбрых защитников.

Этот бессмертный подвиг ленинградцев в российской истории навсегда останется символом мужества, самоотверженности, отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине. Несмотря на ужасные испытания и лишения, жители города выстояли и спасли его от захватчиков — ни страшный голод, ни холод, ни постоянные обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников.

В результате освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков к различным государственным наградам были представлены более 350 тысяч солдат и офицеров, 226 защитников стали Героями Советского Союза, а медалью «За оборону Ленинграда» было награждено более полутора миллионов человек. Сам же город был награжден орденом Ленина, а в 1965 г. получил почетное звание «Город-герой Ленинград».

Как проходило освобождение города? Почему историю блокады города на Неве до сих пор считают одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны? Какая норма хлеба была установлена на одного жителя? И как выживали ленинградцы в это страшное время? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

872 страшных дня

Согласно планам гитлеровского командования, ленинградское направление было одним из самых стратегических с самых первых дней Великой Отечественной войны. Задачей немецкой армии было захватить Ленинград, важнейший объект Советского Союза, Прибалтику, порты и базы советского флота на Балтике. Блокада проводилась с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.

Для учащихся начальных классов будет актуально посмотреть на эту тему мультфильм «Воробушек», который показывает трагические условия жизни в блокадном Ленинграде и наполняет зрителя верой в победу над врагом. А тем, кто уже хорошо изучил эту тему, предлагаем проверить свои знания в приложении «Ленинградская битва 1941−1944 годов».

С самого начала ленинградской блокады в городе было сформировано 10 дивизий народного ополчения. При этом промышленность города не прекращала свою работу, а выпущенная продукция военного назначения использовалась не только для обороны Ленинграда, но и вывозилась за его пределы и также использовалась против захватчиков. Помощь блокадникам осуществлялась по льду Ладожского озера, а эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». Сценарий классного часа «Непокоренный Ленинград (1 часть)» расскажет о том, как инженеры и ученые придумали способ передвигаться по замерзшему озеру и каким еще образом осуществлялось сообщение блокадного города с остальной частью страны. А выполнив задания из приложения «Блокада Ленинграда», можно узнать важные факты об этом времени.

За все время блокады погибло около 1 миллиона жителей, из которых более 600 тыс. умерли от голода. В ходе войны Гитлер не раз требовал «стереть город с лица земли», а его население полностью уничтожить, однако ни обстрелы, ни голод, ни холод не сломили его защитников. Видео «Блокада Ленинграда в мемориальных досках» рассказывает о героических поступках некоторых из жителей блокадного города.

Музы не молчали

Несмотря ни на что, культурная и научная жизни продолжали свое существование в Ленинграде. Горожане продолжали вести привычную в этом смысле жизнь, сохраняя свои традиции и принципы. Из сценария классного часа «Непокоренный Ленинград (2 часть)» можно узнать, как проходили будни и праздники жителей города, как развивались наука и культура.

Так, например, большая часть театров была эвакуирована еще в конце 1941 г., но это не остановило артистов, которые собирали новые театральные труппы и устраивали различные выступления даже в самых тяжелых условиях. Эрмитаж тоже продолжал проводить экскурсии для всех желающих, там читались лекции и писались научные труды. Работали кинотеатры, библиотеки, зоопарки, устраивались литературные вечера, дети ходили в школу. Видео «Разговоры о важном. Образование и наука в блокадном Ленинграде» как раз рассказывает о том, как учились дети, страдающие от голода и холода, и как они готовились к урокам.

Снятие блокады

Переломным моментом в битве за город стала операция «Искра», проведенная советскими войсками в январе 1943 г. В результате нее была восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной, все южное побережье Ладожского озера — очищено от противника, а инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. Видео «Операция „Искра“» подробно рассказывает о том, как она проходила, в чем заключалась и почему имела такой успех.

Полностью снять блокаду удалось только спустя год — 27 января 1944 г. Уже с середины января проводилась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, которая в итоге завершилась разгромом главных сил немецкой армии. Так, 20 января был освобожден Новгород, а через неделю — Пушкин и Красногвардейск. О том, как проходило освобождение города, можно узнать из видео «Освобождение блокадного Ленинграда».

Освобождение города от немецких захватчиков ленинградцы праздновали 27 января 1944 г. В этот день даже устроили артиллерийский салют из более 300 орудий — Москва уступила честь салютовать этой победе. Люди, узнав об этом, толпами приходили в центр и занимали места с видом на Петропавловскую крепость. Как это происходило, можно посмотреть в видео «Ленинград. Салют в день освобождения от блокады 27 января 1944 года».

Увековечение памяти

Память о блокадном Ленинграде увековечена в монументальных скульптурах, музеях, мемориалах и обелисках. Ежегодно отмечается дата его освобождения от блокады, постоянно устраиваются различные выставки и тематические лекции. Видео «Диорама „Блокада Ленинграда“», например, познакомит учащихся начальных классов с диорамой, расположенной в музее в Санкт-Петербурге.

Эта тема нашла сильное отражение в творчестве разных русских деятелей искусства. Так, например, известный композитор Дмитрий Шостакович тоже встретил войну в Ленинграде и уже с первых недель начал писать Седьмую симфонию, посвященную родному городу и ставшую впоследствии одной из его знаковых работ. В день премьеры симфонии немецкие войска не смогли обстреливать город в течение 80 минут, пока она звучала в филармонии, потому что командующий Ленинградским фронтом отдал приказ о подавлении обстрелов самым интенсивным огнем. Подробно ознакомиться с историей ее создания можно при помощи видео «История создания Симфонии № 7 („Ленинградской“) Д.Д. Шостаковича», а послушать отрывок — в аудио «Седьмая симфония Шостаковича».

Писатели и поэты как того времени, так и более современные не раз затрагивали тему блокадного Ленинграда в своих работах. Произведения отечественных писателей помогают создать полную картину происходящего ввиду того, что большинство из них испытали на себе все невзгоды и лишения, вызванные блокадой. «Блокадные новеллы» Олега Шестинского, «Дорога жизни» Арифа Сапарова, «Дневные звезды» Ольги Берргольц, «Мальчики из блокады» Александра Крестинского и «Седьмая симфония» Тамары Цинберг — вот немногие из тех произведений, которые можно назвать «летописью» блокадного времени, наполненной историями отдельных людей, их трагедиями и подвигами. По последнему произведению в библиотеке МЭШ размещено приложение «Блокада Ленинграда (по повести Т. Цинберг „Седьмая симфония“)».

Что касается блокадного поэзии, то ее мир крайне сложен, разнообразен и противоречив. Чтобы разобраться в нем, чтобы понять, почему все произведения так значительно отличаются друг от друга, его необходимо упорядочить. Эту тему затрагивали Николай Тихонов, Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вера Инбер и другие. Предлагаем ознакомиться с приложением «Стихи о блокаде Ленинграда».

И в ночи январской беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны,

Ленинград салютует себе…

А. Ахматова



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости