Top.Mail.Ru

Послание Президента Федеральному Собранию

20 февраля Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. На оглашении Послания присутствовали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституционного и Верховного судов, губернаторский корпус, председатели законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации. Ежегодное обращение — программный документ, выражающий видение стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу.

Президент отметил, что в послании намерен сосредоточиться, прежде всего, на вопросах «нашего внутреннего, социального и экономического развития».

Важная часть послания была посвящена вопросам образования в России. Мы подготовили видеоподборку цитат:

Ректор МГПУ и соруководитель магистерской программы «Образовательная политика» Игорь Реморенко комментирует Послание:

Делегация из Тайбейского университета в МГПУ 29 октября 2018

— В целом президент сохранил линию на поддержание образования, как части социальной сферы. Мы видим продолжение ранее заданных тенденций: поддержка отдельных категорий учителей, улучшение интернета в школах, формирование сети школ для одарённых детей.

Конечно, органам власти предстоит много сложной обеспечивающей работы: как чётко сформировать обязательства земских учителей по отработке полученного миллиона; как сделать тёплый туалет в Якутии в школе, где в почве только вечная мерзлота; какие экономически эффективные решения по высокоскоростному интернету применить в маленьких школах вблизи полярного круга. Всё это непросто и логистически, и содержательно, но все эти меры из логики заботы государства об образовании, как о части социальной сферы.

Несколько выбивается из общего повествования представление об осовременивании образовательных стандартов, поскольку этот процесс предполагает самостоятельность и гибкость содержания образования.

Земские учителя появятся, но будут ли они в самом деле ответственно влиять на содержание образования, как, в общем, и замысливались земства во второй половине 19 века? Вопрос.

Очень хорошая мера про кардинальное обновление надзорных регламентов, про их полную отмену и создание заново. Но коснётся ли это образования? Если образование будет отнесено к приоритетным инновационным секторам экономики — непременно должно коснуться. Если нет — то надзорный документооборот останется прежним.

Александр Адамский, соруководитель магистерской программы «Образовательная политика»

— Главное ощущение от послания Президента в этом году: Президент не поменял повестку дня для образовательной политики. Предложенные меры и механизмы почти полностью продолжают то, что уже делается, что было объявлено раньше, начиная с «Приоритетного национального проекта «Образование» в 2005 году и позже. Очевидно, при подготовке ведомством предлагались более амбициозные задачи, предполагаю, в сфере цифровизации образования, инвестиционных проектов, обновления федеральных стандартов, регионализации… Но после трезвой оценки уровня управляемости системы, анализа формирования и согласования нацпроекта «Образование», скандалов с принятием федеральных стандартов, перечня учебников, неудачного сюжета на встрече министра с Президентом — «следите за зарплатами», возникли сомнения в том, что заявленные Президентом амбициозные задачи могут быть исполнены.

И поэтому, с моей точки зрения, были названы те инструменты, которые уже работают: олимпиады, кванториумы, расширение интернета, поддержка сельского учителя… Бросается в глаза, что в послании в этом году не сделан акцент на вхождении России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Президент выбрал медианный вариант, когда риски снижены за счет снижения амбициозности задач.

Косвенным образом это означает признание неэффективности разделения министерств и, может быть, сомнений в кадровых назначениях. К этому добавляется разбалансированность системы: деньги раздают регионы, у школ есть свои полномочия, все это не всегда совпадает с намерениями центра и влечет за собой ручное управление и жесткий, местами мелочный, контроль. Также нужно упомянуть и плохую аппаратную управляемость, когда попытка создать что-то на глобальном уровне, например, федеральные стандарты или перечень учебников, показывает низкий уровень исполнения, что дискредитирует замысел и делает невозможным достижение результата.

Кроме того, полностью ушла тема увеличения процента ВВП на образование, очевидно бюджетные ресурсы в регионах будут продолжать снижаться.

Это ситуация кризиса: денег будет не хватать, а управление, ведомственное администрирование, не справляется с задачами регулирования системы.

Очевидно, с учетом всей этой ситуации, главными посылами обращения в этом году стали умеренность и аккуратность. Все озвученное выглядит правильно и реализуемо — но прежде всего за счет малого объема задач, отсутствия прорыва.

Ефим Рачевский, директор школы № 548 — центра образования «Царицыно».

— Ольга Юрьевна Васильева сказала, что у нас в стране дефицит сельских учителей. Значит этот дефицит надо восполнить, и эта программа «Земский учитель» может этому содействовать. Но при условии некой конкурсной основы — не всякий жаждущий миллиона выпускник педагогического института может стать земским учителем. Здесь нужно побороться за это место, проявив свой профессионализм. Меня иногда спрашивают, сколько должно быть хороших учителей в школе, чтобы школа тоже стала хорошей. Во-первых, школа не может быть лучше своих учителей. И если в школе где учится 300−400 детей, есть 2 хороших учителя, то эта школа обречена на успех.

Село селу рознь. Я знаю села, допустим в Московской области, где инфраструктура ничуть не хуже, чем в Москве. Есть села, расположенные в других регионах, где очень сложно с жизненной инфраструктурой: транспорт, жилье. Если этот проект будет носить масштабный характер, то он сможет сыграть существенную роль для развития инфраструктуры самого села. Из сельской школы не будут убегать дети, родители не будут их перенаправлять в школу другого городского поселения. Следовательно, сохранится контингент. Если сохранится контингент, то сохранится село. И, конечно, сам факт появления земского учителя подымет уровень и значимость сельского социума.



Выпускники МГПУ вошли в список финалистов конкурса «Педагоги года Москвы»


26 апреля 2024 г.


Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания направлен на выявление талантливых учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных организаций

Неформальные связи в Древнем Риме исследуют российские историки


26 апреля 2024 г.


Ученые Московского городского педагогического университета и Самарского университета им. Королева рассмотрят историю Древнего Рима императорской эпохи с точки зрения значимости личных связей и неформальных контактов

Главные новости