Top.Mail.Ru

«Не всегда двойку по русскому можно объяснить диагнозом»

О том, что такое дислексия и как с ней работать рассказала Ольга Величенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГПУ и эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией. Разговор прошел в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания.

Что такое дислексия

Дислексия — это ситуация, когда ребенок не достигает ожидаемых академических успехов, несмотря на то что его зрение, слух и интеллект сохранны, а вложения, которые сделаны в обучение, такие же, как и у других детей. Ребенок учится, не пропускает школу, делает домашнее задание, система обучения адекватная, но все же он не справляется.

В России термин «дислексия» часто используется как зонтичный — им покрывают все школьные трудности. На самом деле, большая проблема при изучении русского языка у детей не с чтением, а скорее с письмом. А здесь уже речь идет о дисграфии. Помимо этих терминов, существуют также дизорфография и дискалькулия, то есть расстройство освоения навыков орфографии и расстройство развития счетных навыков соответственно. Часто они закономерно сочетаются.

Порой родителям хочется верить, что какая-нибудь двойка по русскому языку обоснована соответствующим диагнозом. Искать диагноз «дислексия», стремясь пометить ребенка как неспособного или неприемлемого для общества, — совершенно неправильная позиция.

На что нужно обращать внимание родителям

Первая проблема, с которой сталкиваются родители дислексиков, — не чтение, а письмо. Чтением овладеть проще, оно постепенно формируется в объеме достаточном для того, чтобы ребенок справлялся с простыми учебными задачами. Да, в интернете много описаний, даже гифок с крутящимися буквами — это лишь попытка объяснить то, как чтение воспринимает дислексик. Но именно письмо, систематические ошибки обнаруживают особенность.

У детей с дислексией есть проблемы не только с техникой чтения, но и с пониманием прочитанного. Ребенок, который читает медленно и с большим количеством ошибок, вероятно, плохо понимает текст. Мы часто слышим, что главное — не скорость чтения, а качество понимания текста, но все-таки не можем игнорировать тот факт, что эти показатели взаимосвязаны. Так, если ребенок читает по слогам, проблемы у него могут возникать даже с извлечением смысла из единичных слов.

Важно: если вас что-то беспокоит в состоянии произвольной регуляции речи, моторных функций, обязательно сходите к специалисту, не дожидаясь «флажков».

Как решить проблему

Для того чтобы получить большой объем помощи, который часто необходим в ситуации, когда ребенок не осваивает чтение и письмо, нужно прохождение психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Если у ребенка есть неуспеваемость, то есть он стабильно получает двойки в течение какого-то времени, этого достаточно, чтобы начинать оказывать помощь. Она состоит из 5 часов психолого-педагогического участия в неделю на протяжении всей ступени обучения, занятий с логопедом и психологом, что в московской системе помощи составляет 3 занятия с логопедом и 2 часа с психологом.

Связка «логопед+психолог» нужна, так как трудности в чтении и в письме не всегда объясняются речевыми нарушениями. Если мы имеем в виду речь, то необходима логопедическая поддержка, которая также нужна при сложностях в чтении и письме. Но они могут быть связаны и с неречевыми дефицитами (допустим, моторные функции, произвольная регуляция, зрительно-пространственные функции, зеркальность), тогда нам необходима поддержка психолога.

Еще есть возможность обращения в психолого-медико-педагогические центры. В Москве это Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ), а в регионах — Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС). Там тоже можно проконсультироваться и начать заниматься с логопедом и психологом. Но вот без прохождения ПМПК не будет двух важных вещей: во-первых, огромного объема бесплатной помощи; во-вторых, возможности создавать особые условия оценивания ребенка в школе.

Если ребенок имеет трудности, которые сохраняются на протяжении всего обучения, то в 9-м и 11-м классе он может сдавать вместо ЕГЭ государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Аттестат, который получает ребенок в этом случае, такой же — в нем нет никаких указаний на то, что у выпускника был какой-то «другой» экзамен. К тому же среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование с ним остаются доступны.

Источник «Мел»

Фото: МГПУ



Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования

Как получить образовательный кредит для студентов?


17 мая 2024 г.


Основная цель программы Образовательный кредит — повышение доступности среднего профессионального образования посредством предоставления обучающимся поддержки образовательного кредитования