Top.Mail.Ru

#IFTE

Основная цель Форума — знакомство с современными исследованиями в области педагогического образования, обсуждение новых вызовов, с которыми сталкиваются педагоги из разных стран мира, и проблем образовательных технологий в подготовке учителей, учитывающих актуальные потребности и явления современной действительности, а также обмен опытом. Более 20 направлений работы было заявлено в рамках Форума: это и учитель в условиях инклюзивного образования, и передовые образовательные технологии, инновации, лучшие практики в обучении детей с особыми образовательными потребностями, и интеграция, адаптация детей с особыми образовательными потребностями в школьной среде и социуме, и педагогическое образование в эпоху экстремальных явлений, образование в условиях конфликтных ситуаций, незащищенности и нестабильности и др. Несколько направлений затрагивали одну из актуальных на сегодняшний день тем — проблему воспитания и подготовку учителя, понимающего, какие должны быть созданы условия, способствующие развитию личности. В течение трёх дней свыше 1500 российских и иностранных участников обсуждали актуальные проблемы педагогического образования.

Какие основные темы были затронуты на форуме?

Ключевая тема IFTE 2021 — это «Педагогическое образование: новые вызовы и цели». Соответственно основные векторы обсуждения были направлены на осмысление опыта пандемии и роли образовательных систем в поддержании стабильности педагогических и социальных процессов. Для нас было особенно ценным то, что организаторы форума обратились к теме подготовки кадров для системы инклюзивного образования. На специальных секциях научных групп был представлен опыт Северо-Кавказского федерального университета «Учителя для детей с особыми образовательными потребностями», Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова «Профессиональные компетенции в специальном и инклюзивном образовании», на панельной дискуссии «Дефектологическое образование: дизайн профессиональной подготовки» коллегами из Красноярска, Махачкалы, Москвы и Казани были обозначены современные проблемы подготовки дефектологических кадров и пути их решения.

Третий трек форума этого года был обозначен организаторами как «Подготовка учителя-воспитателя в XXI веке». Тема воспитания сегодня приобретает новое звучание. Хочется отметить, что ключевые спикеры по данной тематике обращаются в том числе и к имеющемуся педагогическому наследию. В докладе завкафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ Розы Валеевой были актуализированы архиважные и архиактульные взгляды Януша Корчака в контексте воспитания ребёнка.

Что нового предложили сотрудники института специального образования и психологии для профессионального сообщества?

Цель нашего участия в работе форума состояла в презентации медиаобразовательной концепции формирования инклюзивной культуры будущего педагога. Актуальность данной темы обусловлена социальными тенденциями, связанными с новым образом будущего, и соответственно ориентирами в образовании. Признание медиаобразования как тренда развития современного общества также является сигналом для осмысления реальной педагогической практики и ее трансформации. Анализ современных исследований показывает, что проблема развития профессионально-личностных качеств, в том числе системы ценностных ориентаций и установок будущих педагогов оказывается по прежнему актуальной. При этом важно, что отношение общества в целом к тому или иному феномену бытия, формируется под влияние медиаинформации. Современная теория всеобщих медиа позволяет вовлекать медиаобразовательный компонент в образовательный процесс с целью формирования профессионально-значимых личностных качеств выпускников. Однако в практике подготовки педагогов для системы инклюзивного и специального образования такого опыта явно недостаточно. Это стимулировало наш поиск современных инструментов и разработки концепции их применения.

В представленной коллегам медиаобразовательной концепции обозначены следующие направления вовлечения медиа в образовательный процесс: доступ ко всем видам медиа; развитие умений критического анализа медиа-продукции; поощрение творчества и интерактивности в различных сферах медийной коммуникации.

Предложенная медиаобразовательная концепция формирования инклюзивной культуры педагогов может способствовать трансформации процесса подготовки учителей для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Целенаправленное применение в образовательном процессе инструментов медиа позволит вовлекать в процесс формирования профессиональной культуры не только когнитивный, но и эмоционально-личностный и творческий компонент. Что в итоге будет работать на достижение выпускником педагогического Вуза значимых профессиональных и надпрофессиональных навыков (soft skills).



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования