Top.Mail.Ru

Как вернуть ребенку интерес к ученической жизни?

Профессор МГПУ Борис Куприянов провел исследование школьной вовлеченности. Команда по запросу Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа вместе с коллегами из Научно-исследовательского финансового института Минфина России в 2022—2023 годах реализовывала проект по внедрению инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях региона. Результаты этого эксперимента позволили сделать вывод:

Активное участие в финансовой сфере образовательной организации повышает вовлеченность ребят в школьную жизнь и позитивно влияет на их самооценку, а также на восприятие своих возможностей.

Считаем школьные деньги вместе

Практика инициативного бюджетирования, когда участники какого-либо сообщества, например, горожане, сами распределяют часть общественных финансов, впервые появилась в конце 1980-х годов в Бразилии. Впоследствии эту новацию переняли другие страны. Во Франции партисипаторная система стала использоваться в школах: ученикам позволяли участвовать в распределении части бюджета учебного заведения. Еще дальше пошли в Португалии, сделав подобную практику частью жизни каждой школы: в стране одновременно и повсеместно празднуется День школьника, когда все учащиеся голосуют за актуальные проекты, выбирая те, которые будут профинансированы.

В России школьное инициативное бюджетирование практикуется в 19 регионах, в том числе на Алтае, в ЯНАО, ХМАО, Ярославле, Калининграде, Костроме, Самаре и Санкт-Петербурге. В рамках этого проекта ученики средних и старших классов участвуют в обсуждении и принятии решения, как распределять «бюджет участия» — часть школьных финансов, выделяемых на эти цели. Это могут быть разные суммы, от 150 тыс. до 3 млн руб. Ребята предлагают свои идеи по совершенствованию школьной среды и жизни детско-взрослого сообщества, а победивший в общешкольном голосовании проект получает финансирование.

Вовлеченность как предмет исследования

В 2022 году в семи школах ХМАО, в которых применяется инициативное бюджетирование, исследователи изучали влияние данной практики на психоэмоциональное состояние и социальную активность школьников. В исследовании приняли участие 182 ученика. С помощью авторской методики были измерены 11 параметров школьной вовлеченности учащихся.

По наблюдениям, основной дефицит современной школы — это пространство, в котором ученики могут просто общаться. Поэтому большинство детских идей касаются того, как обустроить эти локации: где поставить мягкие пуфики, как расписать стены и оборудовать уголок для настольных игр, в каких местах установить больше розеток для зарядки мобильных телефонов.

Когда же школьники чувствуют, что предложения могут быть воплощены в жизнь, рождаются неожиданные и продуктивные идеи. Так, в одной из школ ХМАО шестиклассник предложил в каждый стул вкрутить дополнительные болты, чтобы они перестали скрипеть. Расходы на реализацию его инициативы составили всего 300 рублей в расчете на одно классное помещение.

Это и есть проявление школьной вовлеченности на уровне конкретного социального действия. Конечно, такое было бы невозможно без соответствующей атмосферы в школьном сообществе. Ребенок видит, что сверстники выдвигают идеи улучшения школьной жизни, обсуждают их актуальность, превращают инициативы в проекты, публично защищают свои разработки. Так создаются новые тренды школьной жизни, и появляются такие шестиклассники с живыми идеями.

Как повысить вовлеченность детей в школьную жизнь?

Но не все так просто. Чтобы повысить сопричастность учеников к жизни школы, необходимы три основных момента.

Первое: готовность администрации и, прежде всего, директора, к изменениям. Руководство должно осознать, что без школьной вовлеченности все, что оно делает, будет приниматься и детьми, и родителями «в штыки».

Второе: желание педагогов общаться, разговаривать с детьми про содержательные вещи, в том числе про организацию школьной жизни, воспринимать критику. Нужно быть готовыми к тому, что это будут непростые разговоры, потому что в них будет выявляться все то, чем недовольны дети.

Третье: организация настоящего, работающего ученического самоуправления. Это может быть школьное инициативное бюджетирование, соучаствующее проектирование или что-то другое. Главное, чтобы самоуправление не было номинальным, а действительно работало. Когда ребенок чувствует, что он является субъектом изменений, от него что-то зависит, его спрашивают, он принимает решения, которые влияет на жизнь школы, он, как бы это пафосно ни звучало, становится патриотом своей школы.

Полный текст в источнике

Фото: Freepik



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе