Преподаватели департамента психологии института педагогики и психологии образования Московского городского Владимир Поставнев, Ирина Поставнева, Вадим Песков и преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Алексей Двойнин выявили ключевые свойства личности, способствующие творческой продуктивности учёных старшего возраста. В ходе исследования были проанализированы данные интервью с известными российскими учёными в возрасте от 65 до 94 лет, которые активно заняты научной деятельностью и внесли значительный вклад в развитие гуманитарных и технических наук. Один из главных выводов авторов — высокая творческая и научная продуктивность учёных старшего возраста является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Статья с результатами работы опубликована в журнале Acta Biomedica Scientifica
В ходе исследования использовался метод дифференциально-акмеологического анализа. Эмпирическим материалом послужили интервью, взятые профессором, академиком РАО, доктором психологических наук Валерией Мухиной. Она брала интервью у учёных старшего возраста, являющихся основателями и лидерами известных научных школ, имеющих учёную степень доктора наук, учёное звание профессора, членство в академии РАН, РАМН или РАО и продолжающих активную научную работу.
Интервью «Жизненные ценности и жизненный путь», разработанное Валерией Мухиной, как поясняют авторы, включало в себя одиннадцать вопросов, направленных на изучение ключевых событий биографии, значимых ценностей и смысложизненных ориентаций респондентов. Всего было проанализировано 16 интервью с учёными в возрасте от 65 до 94 лет. Данные о пиковых достижениях респондентов были взяты из наукометрических баз данных Российского индекса научного цитирования и Российской государственной библиотеки.
В ходе исследования авторы пришли к выводу, что пиковое достижение (акме) является результирующей психологических предпосылок и социальных условий профессиональной деятельности. Среди последних: социальный статус учёного, принадлежность к научной школе, доступность организационных и финансовых ресурсов.
Исследователи отмечают, что в научной работе пожилых учёных на протяжении всего времени их научной деятельности можно выделить несколько продуктивных периодов, которые в области акмеологии называются «микроакме». «При этом вершинные достижения учёных, как правило, разнесены во времени с оптимальным сочетанием предпосылок и условий для научного творчества», — комментируют авторы.
Также в ходе анализа исследовательских интервью было выявлено, что творческая продуктивность в преклонном возрасте находится в тесной связи с социально-психологическими условиями становления и развития творческого потенциала человека. Творчески активные в преклонном возрасте учёные в детстве имели поддержку семьи в своих интересах и устремлениях.
Наука — одна из сфер, в которой люди часто трудятся до самого преклонного возраста, при этом достигают больших успехов именно в этот период. Поэтому важно понимание, что именно способствует творческой продуктивности учёных старшего возраста. Это особенно актуально на фоне роста продолжительности и качества жизни, что способствует тому, что пожилые люди долго остаются активными в профессиональной сфере.
С более подробным описанием исследования также можно ознакомиться на «Научно-образовательном портале IQ» НИУ ВШЭ
Творческая продуктивность ученых старшего возраста
Поделиться
Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана
17 мая 2024 г.
Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана
Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»
17 мая 2024 г.
В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования
Главные новости
-
Франкофонный Фестиваль в Московском городском
19 мая 2024 г. -
Консультация на тему «Как защитить ВКР по методике обучения ИЯ?»
18 мая 2024 г. -
Делегация из университета Матансаса в ИИЯ
17 мая 2024 г. -
Открыт прием заявок на стипендиальную программу Правительства Республики Сербия
17 мая 2024 г. -
Команда проекта «Культура. Думать!» представила «Бот-Бегемот»!
17 мая 2024 г. -
Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана
17 мая 2024 г. -
Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»
17 мая 2024 г. -
Педагогический университет Центрального Китая открывает прием в летнюю школу
17 мая 2024 г. -
Ярмарка научных идей на кафедре романских языков и лингводидактики
17 мая 2024 г. -
Как получить образовательный кредит для студентов?
17 мая 2024 г.