Top.Mail.Ru

Екатерина Асонова о задачах и трендах детской литературы

На сайте «Педсовет» вышла статья «Новейшая детская литература: о чем она и для кого», в которой заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Екатерина Асонова рассказала о том, какие задачи решает детская литература и чем современные книги принципиально отличаются от произведений прошлых лет. В этом материале приводим ключевые тезисы из статьи.

«Цель детской литературы — поддержать родителей в вопросах воспитания ребенка, дать им опору, чтобы выстраивать доверительные отношения с ребенком и подростком. Например, небольшие истории с картинками Туве Аппельгрен и Саллы Саволайнен про девочку Весту Линнею, сказки Астрид Линдгрен, рассказы Виктора Драгунского или стихи Михаила Яснова», — говорит Екатерина Андреевна. Так, она отмечает, что «детская литература помогает находить слова для описания всего на свете, особенно нового, непонятного, сложного».

А вот книги, написанные для подростков, честно рассказывает о трудностях, с которыми можно столкнуться в этом мире и поддерживают подростков в их самоопределении. В качестве примеров эксперт привела повести Нины Дашевской, Евгения Рудашевского, Ларисы Романовской, Ульфа Старка, Дэвида Алмонда, Гарри Шмидта.

«Детская и подростковая литература — это проводник в мир чувств, творчества, игры и искусства: это первые поэтические опыты, внутренняя работа с образом, вербальным и визуальным», — подытожила Екатерина Асонова.

Эксперт также рассказала о трендах развития новейшей детской литературы: «Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения. Современные произведения на эту тему „предлагают“ читателю новую модель поведения. Сегодня это не обязательная награда исцелением, как в „Цветике-семицветике“, не исключительные способности и победа, как в „Гадком утенке“, а принятие мира таким, какой он есть, как в повести Дж. Паласио „Чудо“».

Второй тренд — тема познания. По словам Екатерины Андреевны, современная научно-популярная литература старается отвечать на самые трудные детские вопросы, к примеру, «Как устроена власть?» или «Как сказать „нет“?». Эксперт МГПУ пояснила: «Мы же понимаем, что вопросы о том, как устроено наше тело, у ребенка обязательно есть. И от ответов на эти вопросы — со смешками от друзей или спокойно и нейтрально от родителей — зависит отношение ребенка к своему здоровью. Научиться спокойно говорить о своих физиологических потребностях, называть правильно части тела — вот что нужно человеку, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью, не стыдиться своего тела, уметь с ним договариваться», — пояснила эксперт.

При этом воспитательная функция все еще остается основной функцией современной литературы. В этом смысле она ничем не отличается от литературы предыдущих лет.

«Представления о том, как воспитывать детей, тоже меняются. Но в чем-то они остаются неизменными, потому что в воспитании есть две составляющие. Первая — поддерживать ребенка и открывать ему мир вокруг, стараться создать для него безопасное пространство. Вторая — несколько циничная, но такова жизнь: чтобы выжить с ребенком, его нужно сделать „удобным“, то есть научить правилам и дисциплине», — заключила Екатерина Асонова.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке.

Источник: Педсовет

Фото: МГПУ


Персоны



Альфа-Банк поддержал развитие эндаумента МГПУ


13 сентября 2024 г.


Начало учебного года отмечено значительным приращением Специализированного фонда целевого капитала Московского городского педагогического университета

Стартовал пятый сезон Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»


13 сентября 2024 г.


Пишите своими словами и поступайте в вуз мечты!