К 210-летию со дня Бородинского сражения

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнью за своё Отечество».

Из донесения Михаила Кутузова императору Александру I о Бородинском сражении

Сегодня — ровно 210 лет с того рокового дня, когда в страшном бою под Бородино сошлись французские и российские силы — это почти 300 тысяч человек и сотни орудий полевой артиллерии. Битва началась в шесть утра, а завершилась только к наступлению темноты. Обе стороны понесли огромные потери и не смогли добиться желаемого. Однако если привыкших к победам французов ничья заставила усомниться в своих силах, то дух русских войск, напротив, только окреп: стало ясно, что война затянулась и планам Наполеона по быстрому захвату России не суждено было осуществиться. Наша армия выстояла, партизанское движение росло с каждым днём. Русские готовились к последнему рывку. «Победить не берусь, перехитрить попробую», — говорил главнокомандующий Михаил Кутузов. Он принял решение о стратегической сдаче Москвы французам.

Наполеон вошёл в опустевший город, даже не подозревая, что часть русских сил не ушла по Рязанской дороге, но отправилась в южные от Москвы земли. Оттуда, пополнив свои ряды, вооружение и припасы, а также заняв выгодное положение, Кутузов начал контрнаступление. Столкнувшись с неожиданной атакой, враг был разбит. Эта победа спасла от французской диктатуры не только нашу страну, но и всю Европу. Потерпев поражение под Москвой, Наполеону и его ослабшей армии пришлось отступить. А всего через два года при военной помощи России император был низвергнут и отправлен в ссылку.

Какое прозвище Наполеон Бонапарт дал Михаилу Кутузову? Правда ли, что в исполнении увертюры Петра Чайковского «1812 год» участвует пушка? Какая классическая басня Ивана Крылова посвящена Отечественной войне? На эти и другие вопросы ответит тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к 210-летию со дня Бородинского сражения.

Отечественная война 1812 года

Война с Наполеоном не зря получила название Отечественной. В 1812 году не только военнослужащие, но и гражданские — помещики, чиновники, простые крестьяне — поднимались на борьбу с французскими завоевателями, и оттого борьба с Наполеоном занимает в сердцах русских людей особое место. Электронное учебное пособие «Отечественная война 1812 года» в подробностях расскажет о предпосылках, течении и последствиях французского вторжения в Россию и поможет понять важность этого события в контексте не только отечественной, но и мировой истории. Ученики начальной школы смогут взять основную информацию о столкновении из сценария урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года». Одноимённое приложение, в свою очередь, позволит ребятам проверить, насколько хорошо они усвоили материал.

События начала войны в очередной раз доказали, что «Великая армия» Наполеона — одна из сильнейших в мире; преимущество, как и предсказывал Михаил Кутузов, было не на нашей стороне. Сценарий урока «От Немана до Бородина. 1-й этап Отечественной войны 1812 года» посвящён лету 1812 года, когда русские войска медленно, но верно отступали всё дальше, к Москве. Этот период неопределённости кончился, когда Кутузов дал французам самое масштабное, генеральное сражение. Какая сторона вышла из него победителем? Правда ли, что Наполеон восхищался тем, как русские сражались в этом бою? Ответы ищите в видеолекции «Бородинская битва 26 августа 1812 года».

«Веди нас, отец родимый! Все умрём, но победим», — эта фраза, сказанная простым крестьянином в первый день войны, поразила Александра I до глубины души. В тот момент император понял, что капитуляция и мирный договор с Наполеоном русскому народу не нужны, что сдаваться без боя люди не собираются. Поэтому когда князь Кутузов решился дать генеральное сражение французам, Александр I не стал ему препятствовать. О том, как российский правитель встретил новости об итогах Бородинской битвы и об оставлении Москвы противнику, расскажет видео «Александр I. Отечественная война 1812 г.».

Участники войны

Князья Пётр Багратион и Дмитрий Голицын, генерал-лейтенант и поэт Денис Давыдов, полководец Михаил Барклай-де-Толли — война 1812 года подарила России немало героев, на которых отечественные военнослужащие и просто патриоты своей страны равняются даже спустя двести лет. Приложение «Герои Отечественной войны 1812 года» и одноимённый материал напомнят их имена, лица, подвиги.

Интересно, что, когда Наполеон предлагал России мирный договор на выгодных ему условиях, он писал не только Александру I, но и Михаилу Кутузову. Бородино показало французскому императору, что со «старым северным лисом» — так Бонапарт презрительно называл генералиссимуса русской армии — тоже нужно считаться, что фигура светлейшего князя в этой войне даже важнее российского правителя. Видео «Михаил Кутузов» посвящено биографии и достижениям этого великого полководца, за свои победы удостоившегося редкого и почётного титула «Спаситель Отечества». А приложение «Война Наполеона в Италии» расскажет о главном противнике Кутузова и его приходе к власти в Европе.

Последствия войны

Освобождение не только России, но и всего континента — вот главный результат Отечественной войны 1812 года. После того как разгромленные и деморализованные войска Наполеона бежали из Москвы стало ясно: как прежде уже не будет, без своей «Великой армии» Бонапарту не удержать власть. Сценарий урока «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс» поведает, как происходило свержение императора и почему отправлять его в ссылку пришлось дважды. Дополнит материал видеоурок «Заграничные походы Русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг.», объясняющий военную и дипломатическую роль России в этой исторической смене власти во Франции и дальнейшей жизни Европы. А из приложения «Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г.» можно узнать, что происходило в стране после победы, которая позволила ей жить и развиваться на своих собственных условиях.

Война в культуре

Война оставила глубокий, непреходящий след в наследственной памяти россиян. А героизм её участников в течение долгих десятилетий и даже веков оставался источником вдохновения для отечественных поэтов, писателей, художников и музыкантов. Самое известное стихотворное произведение об Отечественной войне 1812 года было написано Лермонтовым. В нём Михаил Юрьевич восхищался масштабом её генерального сражения — Бородинского. В видео «„Бородино“» можно услышать легендарное стихотворение в исполнении народного артиста России. Сценарий урока «М. Ю. Лермонтов „Бородино“. Урок 1» познакомит школьников с исторической основой произведения. Кроссворд «М. Ю. Лермонтов „Бородино“», одноимённые приложение и тест, а также «Викторина к уроку литературы «М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»» проверят, насколько хорошо школьники ориентируются в содержании материала и военных терминах начала XIX века, которые в изобилии использовал Лермонтов.

Самое монументальное прозаическое произведение об Отечественной войне 1812 года одновременно является одним из лучших русских романов, когда-либо написанных. «Война и мир» — четырёхтомная эпопея Льва Толстого, которая была опубликована в 60-х годах XIX века, когда воспоминания о войне всё ещё были свежи, ведь оставались в живых ветераны, видевшие её сражения собственными глазами. «Роман „Война и мир“ представляет нам целый букет разнообразных и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых», — отмечал тогда русский публицист и литературный критик Дмитрий Писарев. Приложение «Л. Н. Толстой „Война и мир“» поможет вспомнить этих литературных персонажей и их отличительные черты.

Кульминацией всей эпопеи считается Бородинская битва, в которой принимали участие в том числе и главные герои произведения. Этому эпизоду посвящён видеоурок «Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа», который объяснит структурную важность сцен сражения и причину, по которой Толстой показывает их глазами самого мирного героя — Пьера Безухова. Дополнением к материалу послужит ролик «Роман-эпопея „Война и мир“ Л. Н. Толстого. Бородинское сражение» с отрывком из классической экранизации толстовского произведения. А тест «Персонажи романа Л. Н. Толстого „Война и мир“ о Бородинском сражении и французской армии» проверит, насколько хорошо школьники знают характеры героев эпопеи, их взгляды на мир и представления о чести, патриотизме и любви к Родине.

Одно из самых ярких противопоставлений в романе — это антагонизм личностей Михаила Кутузова и Наполеона Бонапарта: если французский император считает, что весь мир зависит «только от его воли», то русский князь — это скромный и справедливый человек, добрый и ласковый по отношению к людям, ему симпатичным. Видеоматериал «Кутузов и Наполеон», а также приложения «Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого „Война и мир“» и «Кутузов и Наполеон» проведут сравнительную характеристику двух этих литературно-исторических личностей и проанализируют их морально-нравственное противостояние.

Это знают не все: знаменитая басня Крылова «Волк на псарне» также посвящена событиям 1812 года. Более того, однажды Кутузов сам зачитал её офицерам. Каким образом связаны это литературное произведение и исторические события двухсотлетней давности — школьники узнают из ролика «Крылов И. А. „Волк на псарне“. История создания басни».

Стихотворение Василия Жуковского «Певец во стане русских воинов», по воспоминаниям самого автора, бывшего непосредственным свидетелем событий 1812 года, было написано «после отдачи Москвы, перед сражением при Тарутине, находясь в Московском ополчении», то есть в то время, когда победа всё ещё была далека. В произведении нередко упоминаются исторические личности того времени, такие как Кутузов, Багратион и Раевский. Приложение «В. А. Жуковский. Певец во стане русских воинов» предложит сопоставить строки из стихотворения с портретами героев войны, о которых идёт речь.

Увертюра «1812 год» Петра Чайковского необычна тем, что в её исполнении участвуют колокола и настоящая пушка, которая, по задумке композитора, должна выстреливать в финале произведения. Зачем Чайковский использовал это артиллерийское орудие? Правда ли, что изначально ему не нравилась эта увертюра? Какие другие известные мелодии «спрятаны» в ней? Эти и другие интересные подробности из истории создания произведения можно найти в видеоуроке «П. И. Чайковский. Увертюра „1812 год“».

Видеоматериал «Открытая реставрация панорамы „Бородино“. Презентация проекта» — это виртуальная экскурсия по музею-панораме «Бородино». Самое большое полотно с изображением событий 1812 года было создано к 100-летию генерального сражения Отечественной войны, и с тех пор пережило немало испытаний, включая несколько переездов и даже пожар, уничтоживший часть картины. В ролике директор музея расскажет, как спасали панораму тогда и что делают реставраторы сегодня, чтобы сохранить это произведение искусства, запечатлевшее один из важнейших моментов всей российской истории.

«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».

А. С. Пушкин



Образовательная модель «2+3»: что меняется в педагогических вузах?


30 сентября, 2022 г.


«РИА Новости» при экспертной поддержке МГПУ подготовили инфографику о том, чем отличаются разные модели обучения в вузах и почему иногда полезно отложить выбор специализации на несколько лет

Век столичной Санэпидемслужбе: выставка расскажет историю


30 сентября, 2022 г.


Леонид Денисов, ведущий научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, принял участие в подготовке выставки, посвященной 100-летнему юбилею государственной санитарно-эпидемиологической службы