Top.Mail.Ru

На уроках физической культуры обязателен индивидуальный подход

Московский городской педагогический университет провел X научно-практическую конференцию с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения».

Высококачественный состав участников пленарного заседания дополнялся в программе конференции активной работой в пяти секциях.

Программа секций
  1. Оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре.
  2. Технологии спортивной подготовки XXI века.
  3. Специфика развития современных фитнес-технологий.
  4. Физическое воспитание в контексте развития современного образования.
  5. Образовательная среда: информатизация, перспективы развития, риски, безопасность.
Преподаватели Института естествознания и спортивных технологий, выступавшие в амплуа модераторов и докладчиков, и представители профессионального и педагогического сообществ других вузов выделяли и классифицировали те тренды, которые в ближайшие годы будут являться навигационными знаками для развития всей сферы физического воспитания и спорта.

Актуальность конференции подчеркивали вынужденные условия самоизоляции и общемировая тенденция к цифровизации образовательного процесса, физической культуры, в частности, как достаточно восприимчивой к разнообразным контекстным нововведениям дисциплины.

Предварял начало пленарной части «утренний fresh» от преподавателей и студентов ИЕСТ, зарядивших утренней разминкой многочисленных гостей конференции. Фитнес-дистант — неожиданный формат для подобных мероприятий, положивший, однако, начало гармоничному старту обсуждения основных тем заседания.

Открыл пленарную часть ректор Московского городского Игорь Реморенко, настроив мыслительную оптику гостей на вопросы диджитализации и очертив круг насущных вопросов движения физического воспитания к цифре.

Вступительные тезисы Игоря Реморенко:

  • Физическая культура всегда была тем предметом, который тяготел к подбору индивидуальных походов. Какие бы нормативы не давали, какие бы обязанности не входили в деятельность преподавателя, в любом случае тренер и учитель всегда ориентируется на индивидуализацию.
  • Если можно представить, что все на уроках математики должны решать квадратное уравнение, на уроке литературы все должны прочитать часть тома «Войны и мира», на биологии должны понимать, чем инфузория туфелька отличается от эвглены зеленой, то на уроках физической культуры обязателен индивидуальный подход.
  • Всегда нормальные учителя и тренеры ориентировались на индивидуализацию. Позднее уроки стали более разнообразными, появились командные виды спорта. Сейчас, если мы говорим о занятиях физической культурой не только в школах, но и в вузах, мы видим, насколько высок потенциал организации индивидуализации. Сколько можно под это подстроить, опираясь на самые современные обсуждения и технологии.
  • Современный цифровой мир дает дополнительные возможности. Ориентация на датчики отслеживания индивидуальных показателей здоровья, на выводы, на обеспечение безопасности занятий. Все это позволяет взглянуть на дисциплину под другим углом. Ничто не сравнится с использованием цифровых технологий в занятиях физической культуры.

Пять выступлений в пленарном блоке контекстно отсылали к смыслообразующим стержням тематических секций, предваряя последующие доклады.


Открыла научно-практическую конференцию заведующая кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры РГУФКСМиТ, член Российской и Московской федерации спорта инвалидов Наталия Рубцова со своим докладом «Инклюзивные программы адаптивного физического воспитания и спорта в системе образования».

Ключевы тезисы Наталии Рубцовой
  • Грань между здоровым и больным – социальный конструкт. Неспособность инвалида к различным видам деятельности и изолированность от общества — результат бытующих социальных представлений.
  • 7 компонентов инклюзивного образовательного процесса: адаптивные учебные занятия, занятия по индивидуальной адаптирующей программе, занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию, занятия по социально-нравственной адаптации, построение занятий по специальной программе, адаптация к социально активному образу жизни, подготовка коллектива учащихся без особенностей.
  • Преимущества адаптивной системы инклюзивного обучения в сравнении с традиционной: гибкое построения режима и темпа учебной работы, элементы планирования хода обучения, создание специальных программ, подвижный состав учебных групп и другое.
  • Адаптивное физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений в умственном, физическом и моторном развитии. Основная задача общества – создать такие условия, при которых инвалиды могут выступать и чувствовать себя в реальности ее членами, не пытаясь приспособиться, а реализуя свой удобный и комфортный для них образ жизни.

Следом с докладом на тему «Инновационные подходы в спортивной подготовке» выступил доктор педагогических наук, профессор Узбекского государственного университета физической культуры Фихрат Керимов.

Ключевы тезисы Фихрата Керимова

Ключевые тезисы:

  • Технологии внедрения инновационных подходов в спортивной подготовке: интеграция, интерактивность, интермодальность.
  • Этапы инновационного процесса в системе подготовки высококвалифицированных спортсменов: определение модельных характеристик соревновательной деятельности, разработка технологий учебно-тренировочного процесса, внедрение инновационного продукта, мониторинг соревновательной деятельности для определения эффективности реализации инновационного продукта.
  • Одна из значимых проблем в спортивной науке – изучение деятельности систем организма в условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортивных организаций.
  • Уровни системы управления процессом спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов: соревновательная деятельность, основные стороны подготовки спортсмена, система организма спортсмена (потенциальные возможности).

Третьей с сообщением об отклике фитнес-индустрии на общественный заказ выступила президент федерации фитнес-аэробики России Татьяна Полухина.

Ключевы тезисы Татьяны Полухиной

Ключевые тезисы:

  • Российский рынок фитнес-услуг с общим оборотом 1,3 млрд долларов сейчас находится на седьмом месте среди европейских стран, и, по прогнозам, будет расти в среднем на 5% в год.
  • Президент поставил задачу привлечь 55% населения к занятиям физической культурой. В том числе в связи с чем в закон о спорте были внесены концептуальные изменения: фитнес-центры признаны физкультурно-спортивными организациями, что существенно изменило карту их обязанностей, профстандарт по фитнесу уже на подходе и существенно изменит ландшафт фитнес-реальности.
  • Существует яркая потребность в разработке программ для фитнеса различных категорий населения и подготовки специалистов по этим программам – нужно зациклить этот процесс.
  • Введение профессиональных стандартов – основа составления ФГОС и возможность заниматься подготовкой кадров.
  • Фитнес помогает снять стресс, уйти от депрессии, является средством социализации, одним из доступных видов физической активности, помогает морально и физически принимать те вызовы, которые готовит нам жизнь. В государственном масштабе – это наше будущее, а значит – здоровье.

С докладом «Как превратить уроки физкультуры из повинности в потребность» выступил Александр Ездов, директор партнерской для МГПУ школы № 1788. Он рассказал про опыт, который приобрела за последние годы образовательная организация, развивая привлекательность физической культуры.

Ключевые тезисы Александра Ездова

Ключевые тезисы:

  • Варианты адаптации занятий под возможности: совместные занятия в залах нескольких классов одного возраста, разделение детей на уроке по уровню физической подготовки, отдельные, не теоретические занятия для освобожденных и тех, кто без формы.
  • Одинаково важно организовать «свою» физкультуру для детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, а также для тех, кто профессионально занимается спортом в секциях.
  • Для замотивированных школьников, перспективно, подходят и самостоятельные занятия по физкультуре. С некоторыми старшеклассниками, у которых есть цель, можно заключить «договор», который станет вполне возможным вариантом обучения.
  • На период самоизоляции были продуманы дистанционные спортивные клубы. Сейчас в школе есть 23 чата по фитнесу, аэробике, единоборствам, силовой гимнастике и другим видам спорта, занимаются около трех тысяч человек. Удается заинтересовать даже тех, кто обычно прогуливал уроки физкультуры, потому что учителя, наконец-то, развернулись лицом к интересам детей.
  • Очень важно создавать атмосферу привлекательности спорта для всего школьного коллектива, поддерживать моральное и физическое здоровье коллег – в школе геймифицирован этот процесс при помощи коллективных чатов, что дает плоды.

Заключительным на пленарной части стало выступление директора научно-исследовательского института спорта и спортивной медицины РГУФКСМиТ Сергея Левушкина. Он представил срез современного контекста технологий оценки и коррекции физического состояния подрастающего поколения.

Ключевые Сергея Левушкина
  • Существует ряд компьютерных программ и аппаратно-программных средств, направленных на формирование спортивной подготовки ученика, мониторинг здоровья школьников, оценку и коррекцию физического состояния молодежи, информационно-аналитическую систему анализа результатов выполнения ГТО и определения физической работоспособности обучающихся.
  • Разработки из презентации позволят решить целый ряд задач, связанных с индивидуализацией уроков физической культуры.
  • Указанные в докладе компьютерные программы помогают быстро осуществлять мониторинг изменений, происходящих в физическом развитии, оперативно обрабатывать первичную информацию.
  • Использование технологий обеспечит целостное многостороннее представление о функциональном состоянии организма.
  • Важно, что разработанные компьютерные программы и информационные системы предлагают рекомендации по организации двигательной активности.

После пленарной части продолжилась работа по специализированным направлениям. В чате конференции шло активное обсуждение выступлений, обмен профессиональными знаниями и опытом.

По итогам мероприятия планируется издание сборника материалов с последующим его размещением в системе РИНЦ, который обязательно будет размещен на сайте ИЕСТ МГПУ.



Минобрнауки информирует о возможности поступления в университеты Ирана


17 мая 2024 г.


Российские абитуриенты могут поступить на программы высшего образования в университеты Ирана

Подведены итоги конкурса научных статей «КОД науки»


17 мая 2024 г.


В этом году в рамках традиционной весенней общеуниверситетская научной сессии «Дни науки МГПУ-2024» был проведен конкурс научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования