Учителем я хотел быть с ранних лет

Профессия учителя в современном мире приобретает все большую актуальность. Грамотные ли у нас сегодня дети, как дистант повлиял на качество образования и как человек, который мечтал стать военным стал директором школы читайте в интервью с выпускником нашей магистерской программы «Руководитель образовательной организации» и директором ГБОУ Школа № 1415 «Останкино» Эдуардом Володиным

— Эдуард Игоревич, начнем разговор с самого важного — как вы пришли к нам в магистратуру?

— В магистратуру летом 2016 года я не собирался. Прошел всего лишь год с того момента, как я окончил университет. Хотел сделать небольшой перерыв, но мой друг и коллега предложил мне попробовать поступить на программу «Руководитель образовательной организации» в МГПУ. Я знал, что университет в целом сильно обновился за последние годы, да и я был мотивирован на работу в будущем заместителем директора или директором школы. Честно говоря, с одной стороны, переживал, не рано ли мне претендовать на управленческие должности, но будущие два года в школе в совокупности с обучением в магистратуре помогли мне получить опыт и знания, которыми я пользовался как заместитель директора и использую сейчас.

— Чем особенным запомнились два года в МГПУ?

— В первую очередь, для меня были полезны курсы Сергея Ивановича Феклина и других преподавателей юридической клиники МГПУ. Много было полезных курсов и управленческих, и психолого-педагогических, и по вопросам безопасности. С некоторыми преподавателями мы уже общаемся как коллеги. Летом я участвовал как представитель работодателя в Сертификации «Московский учитель», общался в рамках этой работы с Ольгой Александровной Айгуновой и позднее встречался с выпускниками МГПУ и как зам. директора, и уже как директор. Также продолжается общение с Еленой Владимировной Нехорошевой. И главное, мне, я считаю, повезло в том, что у меня был научным руководителем Игорь Михайлович Реморенко. Тема и цель мой выпускной работы, возможно, были слишком амбициозными, поэтому, даже будучи директором, все поставленные задачи еще сложно решить, но время еще есть. В общем, на протяжении обучения я оставался учителем, и некоторые вопросы были слишком далеки от меня, но сейчас я стараюсь вспомнить все источники, ссылки и методы, которые нам давали на программе «Руководитель образовательной организации», и использовать в своей работе.

— Если бы снова пришлось выбирать новую профессию, согласились бы стать учителем?

Тут вопрос двоякий. По основному образованию я не учитель. Изначально я собирался связать свою жизнь с военной службой. С 1 класса в кадетском корпусе, потом — лицей при ракетном институте. У меня была мечта сначала служить на благо Родины как военный, а потом, после 45 лет, стать учителем истории в кадетском корпусе. Однако судьба приготовила мне другой путь. Я поступил на философский факультет МГУ, и потом уже параллельно учился на факультете педагогического образования МГУ. Так или иначе, рано или поздно, учителем я хотел быть с ранних лет. Наверно, я могу за это поблагодарить Сергея Владимировича Потапенко за его викторины, интересные уроки истории и особое отношении к истории как к ключевой составляющей патриотического воспитания.

— Правда, что сегодня дети отучились писать грамотно?

Я думаю, нет, результаты экзаменов, олимпиад и конкурсов подтверждают высокий уровень грамотности. Что же касается намеков на неграмотность «нынешнего поколения», то здесь вопрос не в грамотности или ее отсутствии, а в стилистическом многообразии русского языка. Вообще различные эпохи нельзя сравнивать по одним и тем же критериям. Люди разных поколений допускают немало ошибок, и время вообще тут не при чем. Просто мы должны понимать, что есть язык социальных сетей, и он выходит за рамки норм русского литературного языка. Если человек регулярно путает «-ться» и «-тся», «в общем», «вообще» и «вообщем» - это одна ситуация, тут мы говорим о некоем незнании, неграмотности. Однако бывает, что неправильное написание слов используется осознанно для придания определенного эмоционального окраса: «смИшно», «Илита», «Щас», «Хто», — все это относится к более сложному семантическому уровню, коннотация у этих слов уже совсем другая, нежели у «смешно», «элита» и т. д. Так что переживать пока не о чем, пока общество живет, развивается, вместе с ним меняется и язык.

— На Ваш взгляд, как повлиял дистант на качество знаний школьников?

Сейчас пока сложно сказать, но лучший вариант, — посмотреть результаты ЕГЭ. Они особо не изменились. Все получили реальные баллы, за 3 месяца нельзя изменить свой результат с 50 на 90 баллов. Дистант большое влияние мог оказать и оказал на воспитательный процесс, и вот это точно заметно. Второклассники и пятиклассники, может быть, даже и одиннадцатиклассники, не смогли до конца прожить предыдущий год, поэтому сейчас им уже тяжело быть в новом статусе, — получать оценки за работу в классе, учиться у разных учителей, или в полной мере чувствовать груз ответственности «выпускного класса».

— Вам бы хотелось что-то изменить в методах преподавания или подходе к школьному обучению?

Вы знаете, это очень сложный вопрос. Все новое — это хорошо забытое старое. Большое количество воспитательных и методических инноваций уже были предложены и использовались когда-то давно. Я думаю, прежде чем что-то менять, нужно доделать начатое. Потому что от классно-урочной системы, которая зародилась в XVII веке, мы еще никуда не ушли. Ни системно-деятельностный подход, ни педагогика сотрудничества, — до конца не реализованы, хотя все документы и программы изданы, ФГОСы утверждены. В общем, давайте хотя бы на 70−80% реализуем задуманное, озвученное, а потом будем придумывать новое. Метод преподавания и цель уже известна около 20 лет — научить учиться.

— А есть ли что-то, чему Вам хотелось бы научить учащихся, но не можете этого сделать?

В прошлом году я выпустил 11 класс как учитель обществознания. Так вот, я бы хотел их научить слушать друг друга, я старался это сделать, но в 10−11 классе уже сложно изменить ребенка. Поэтому я всегда говорю, что необходимо особое внимание уделять дошкольному образованию и начальной школе, очень важно научить ребят простым истинам уважения, взаимопомощи, поддержки, правилам поведения. Если до 5 класса ничему перечисленному не научили, не объяснили, почему одно можно делать, говорить, а другое — нельзя, дальше будет очень сложно. И поэтому труд учителей начальной школы и воспитателей нельзя ни в коем случае умалять, у них очень сложная и важная работа.

— Что бы Вы сказали первокурснику магистратуры «Руководитель образовательной организации»?

— Хочу пожелать эффективно и полезно провести время обучения, обсуждать с коллегами самые актуальные и интересные направления развития образования в целом и управление образованием в частности. Обратить внимание на новые пути развития образования, связанные с использованием дистанционных технологий.

— Спасибо!

— и Вам успехов!



Молодежь перестает любить «Мастера и Маргариту»


14 января, 2022 г.


"Вести образования" рассказывают о результатах читательской интернет-олимпиады «Книжья нора», организованной Московским городским

Курсы повышения квалификации: открыт прием заявок


13 января, 2022 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик приглашает педагогов на занятия, посвященные детской и подростковой литературе, педагогике искусства, театральной педагогике и использованию ресурсов школьных библиотек

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: