Top.Mail.Ru

UniverCity: 7-й сборник статей о взаимодействии городов и университетов

Долгожданный седьмой сборник «UniverCity: города и университеты» опубликован! 11 увлекательных статей, подготовленных на основе последних исследований ученых МГПУ, будут интересны не только работникам и исследователям образования, но и горожанам разных возрастов, стремящимся использовать все возможности города. Рассказываем, что ждет читателя на страницах нового сборника.

Материалы, которые касаются представителей «третьего возраста», в сборнике появляются нечасто, что делает их заслуживающими отдельного внимания. Авторы статьи — специалисты, работающие с москвичами старшего возраста, — подробно рассказали о креативных практиках обучения и о том, как университет помогает пенсионерам оставаться активными членами общества, развивать творческие способности и навыки межпоколенческой коммуникации. Подробнее узнать о том, какие возможности открываются перед выпускниками Серебряного университета, можно в статье «Креативные практики в обучении москвичей старшего возраста».

А о том, как эффективнее всего развивать диалектическое мышление у детей, расскажет статья «Как родителям говорить с ребенком так, чтобы он учился размышлять и исследовать?». Эксперты Лаборатории развития ребенка НИИ УГО подробно объясняют, чем развивающий диалог отличается от обычного бытового и дают практические советы, как сделать так, чтобы разговор с ребенком положительно влиял на его развитие.

Специалисты Института экономики, управления и права провели серьезное исследование и представили его результаты в статье «Анализ востребованности жителями Московского региона платных основных образовательных программ среднего профессионального образования». Они сравнили десятки образовательных программ с точки зрения их востребованности у абитуриентов, а также с точки зрения стоимости обучения. Результаты проведенного анализа помогут руководству образовательных организаций СПО принять решение о том, какие платные образовательные программы стоит развивать в первую очередь, а потенциальным потребителям этих программ — молодым людям и их родителям — понять, какие профессии сегодня популярны настолько, что за их получение стоит заплатить.

Статья «Культура образовательных отношений: как руководителю школы работать с результатами исследования?» стала продолжением разговора о культуре образовательных отношений. Ранее сотрудники Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ УГО рассказали о том, зачем вообще исследовать культуру образовательных отношений. В новой статье они объясняют, как руководителю школы работать с результатами исследования культуры образовательных отношений, а именно:

  • как анализировать их в управленческой команде и вместе педагогами;
  • какие вопросы задать себе, чтобы сделать обоснованные выводы и принять взвешенные решения.

В статье «Развитие функциональной грамотности молодых горожан на материале городских и медийных текстов» исследователи Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО предложили интересную идею — использовать реальные городские тексты о ЗОЖ (плакаты, буклеты, объявления и др.), чтобы проверить читательскую грамотность обучающихся и оценить уровень осознанности школьников в вопросах, связанных со здоровьем. Такой формат показал свою жизнеспособность: большинство участников проявили готовность рассуждать и справились с тестом. Подробнее о том, какой уровень осознанности в вопросах ЗОЖ продемонстрировали школьники и как можно использовать этот формат для развития читательской грамотности, читайте в статье.

В материале «Нужна ли молодежи современность?» приведены результаты социологического исследования московских подростков о том, важно ли им чувствовать себя современными, в чем они видят отличия между людьми, живущими в XXI веке, и их предшественниками, а также какую роль в понимании современных проблем для них играет современная литература. Авторы статьи поделились ответами подростков и пришли к выводу о том, что хотя молодые взрослые идут в ногу со временем, современную литературу они знают плохо, а ведь именно она является отражением современности с ее проблемами, образами, мыслями, а значит, и могла бы стать «одним из способов познания времени, общества, самих себя».

Эксперты Лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ УГО представили сразу несколько материалов, которые рассказывают об особенностях работы с подростками.

— Статья «Анализ экспозиций музеев Москвы в контексте формирования критического мышления и рефлексивных представлений посетителей» расскажет о том, как грамотно организованное музейное пространство, в котором экспонаты вступают в диалог с посетителем, заставляют задуматься о чем-либо и заняться самостоятельным поиском информации, развивают критическое и творческое мышление посетителей.

— В статье «Особенности работы с подростками в музее: современные практики и создание сообщества» сделан акцент на том, как музеи способствуют формированию подростковых сообществ, участники которых объединены общими интересами, поддерживают друг друга и участвуют в жизни музея, помогая создавать актуальный подростковый контент.

— Статья «Проект „Урок в музее“. Как работают учебные задачи с точки зрения развития мягких навыков?» будет особенно интересна педагогам, ведь в ней раскрываются особенности образовательной деятельности 28 музеев Москвы, способствующей формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся разного возраста.

А каким хотели бы видеть город, в котором им предстоит жить, наши молодые современники? Об этом расскажет статья «Город будущего: безликий хай-тек или возрождение классической архитектуры». Согласно результатам исследования, которое провели ученые Института специального образования и психологии, подавляющее большинство жителей столицы отдают предпочтение классическим архитектурным формам, отличающимся симметрией и гармонией. Читатель узнает, что на самом деле думает большинство людей о столь модных сейчас стеклянных высотках и почему, находясь на улицах большого города, мы часто чувствуем себя неуютно.

Исследователи Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО неоднократно заявляли о том, что интеграция подростков в городскую повседневность важна не только для них самих, но и для развития города. Сейчас же они провели исследование, посвященное изучению присутствия подростков на карте города и анализу мест их повседневного пребывания. Где же они предпочитают проводить свободное время? Ответ ждет в статье «Невидимые городу подростки и их место в городе».

Уверены, что на страницах нового сборника «UniverCity: города и университеты» каждого читателя ждут полезные и неожиданные открытия! Желаем приятного чтения!

Скачать сборник можно также на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Фото: Freepik



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы