Top.Mail.Ru

ЕАОКО-2022: рассказываем о докладах сотрудников института

Сотрудники НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ приняли участие в XI ежегодной международной конференции Евразийской Ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО), которая прошла 13−14 октября 2022 года. Они представили 6 докладов, посвященных самым разным темам от исследования детской игры до оценки профессиональных дефицитов учителей.

Так, заведующая лабораторией городского благополучия и здоровья Елена Нехорошева представила доклад на тему «Оценка грамотности в области здоровья: определение структуры конструкта и разработка инструмента измерения у подростков». Елена Владимировна рассказала о проблеме, связанной с оценкой грамотности здоровья школьников: «В настоящее время из-за дефицита методических, инструментальных и организационных условий достаточно тяжело оценить уровень грамотности обучающихся в области заботы о здоровье». Для решения этой проблемы лаборатория разработала методику оценки «Мотивация и грамотность здоровья», которая определяет уровень мотивации и функциональных навыков подростков в отношении своего здоровья и заботы о нем. Подробнее об этапах создания этого инструмента, а также результатах его использования рассказали содокладчики Елены Владимировны — Екатерина Енчикова, эксперт Центра исследований и интервенций в образовании Университета Порту (Португалия) и Дарья Касаткина, научный сотрудник лаборатории городского благополучия и здоровья.

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 6:50:51 — 7:15:50).

Следующими докладчиками от НИИ урбанистики и глобального образования стали сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Ирина Виноградова и Елена Иванова. Они выступили с докладом «Образовательная среда: от оценки к управлению развитием», в рамках которого рассказали о том, как выстраивается работа со школами, желающими работать с качеством образовательной среды. Елена Владимировна описала механизмы и модели работы с качеством образования через:

  • оценку его качества
  • развитие образовательной среды
  • повышение качества управленческих решений
  • учет контекстных данных

О конкретных этапах, через которые проходят эксперты совместно с руководителями образовательных организаций, работая над качеством образовательной среды, рассказала Ирина Анатольевна: «Управление развитием образовательной среды предполагает переход от интуитивных решений к рациональным. Мы стараемся выстраивать стратегию развития образовательной среды: на этом этапе очень важна партиципация, лидерство, обратная связь, ориентация на потребителя, коллаборация, процессный переход, системность».

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 1:01:41 — 1:28:39).

Далее состоялось выступление сотрудников лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Антона Агапова и Татьяны Мысиной. Их доклад был посвящен анализу траекторий победителей студенческой олимпиады «Я — профессионал». Спикеры познакомили слушателей с олимпиадой, а также задались вопросом, можно ли опираться на ее результаты при отборе студентов в магистратуру? Результаты проведенного ими исследования показали: студенты-победители олимпиады действительно в большей степени вовлечены в обучение, а также имеют более развитую коммуникативную компетенцию.

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 4:03:58 — 4:18:24).

Татьяна Конобеева, руководитель проектного офиса «Новый педагогический класс», представила доклад «Формирование и оценивание информационной грамотности в рамках проекта предпрофессионального образования «Новый педагогический класс в московской школе». Татьяна Анатольевна рассказала об особенностях формирования информационной грамотности у обучающихся, а также привела примеры заданий, используемые для оценивания данной компетенции. Также были затронуты вопросы организации сетевого обучения, в процессе которого не только дети, но и учителя формируют, развивают и совершенствуют информационную грамотность.

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 7:16:18 —  7:34:40).

«Профессиональные дефициты учителей в области развития критического и творческого мышления обучающихся: результаты исследования» — так звучала тема доклада Анастасии Белолуцкой и Татьяны Щербаковой, сотрудников лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых. «В первой части исследования мы попытались выяснить, как педагоги оценивают свои умения работать с критическим и творческим мышлением обучающихся. Второй раздел исследования был посвящен определению реального уровня критического и креативного мышления педагогов. В третьей части исследования содержались задания, которые требовали от респондентов показать, как они работают над развитием критического и творческого мышления своих учеников, то есть непосредственно показать свои педагогические навыки, технологии и методики», описывает задачи исследования на каждом этапе Татьяна Владимировна. Проанализировав ответы более чем 600 педагогов, сотрудники лаборатории сделали следующие выводы.

  • Критическое мышление на нейтральном материале и  критическое мышление по отношению к себе и собственному профессионализму не одно и то же. ​
  • Доля педагогов, у которых в явном осознанном виде есть запрос на профессиональное развитие в области критического мышление около 12%; на творческое — около 15%. ​
  • Концепт творческого мышления субъективно педагогами понимается более сложным и менее знакомым, чем критического.

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 3:03:44 — 3.24.58).

Заключающим стало выступление Анны Якшиной, ​сотрудника лаборатории развития ребенка. Она представила доклад «Оценка и развитие качества условий для поддержки детской игры в дошкольных группах». Анна Николаевна рассказала о разработанном лабораторией оценочном инструменте «Шкала оценки условий для поддержки детской игры в дошкольной группе» и поделилась результатами исследования качества условий для развития детской игры с помощью упомянутой шкалы в 28 дошкольных группах Москвы. «Для развития качества условий для поддержки детской игры важна рефлексия педагогами своего понимания игры, логики ее развития и развивающей ценности игры, а также своей роли в сопровождении игры​», — заключила спикер.

Запись трансляции доступна по ссылке (тайм-код: 5:38:18 — 6:17:50).

ЕАОКО 2022 (1)
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Персоны



Минобрнауки представило обзор лучших карьерные практик центров карьеры университетов


12 июля 2024 г.


Стали известны лучшие практики взаимодействия образовательных организаций высшего образования с исполнительными органами субъектов РФ и предприятиями по закрытию кадровой потребности за 2023 год

ИИ способен автоматизировать рутинные операции, высвобождая время для творчества


12 июля 2024 г.


Как с помощью нейросетей проверить свои способности к преподаванию? Кто сможет достойно выдержать конкуренцию с ИИ? С этими и другими вопросами журналисты «Вестей образования» обратились к ректору МГПУ Игорю Реморенко