Top.Mail.Ru

Детский сад, в котором живет сказка: интервью с педагогами

В журнале «Современное дошкольное образование» вышло интервью с педагогами детского сада, в котором прижились практики записывания детских историй, — «"Сказка сказок» в детском саду школы А.Н. Тубельского".

Интервью провела Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ. Собеседниками Ольги Александровны стали воспитатели детского сада ГБОУ «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» Лариса Журавлева, Евгения Быкова, Ирина Копылова.

Что же это за практики записывания историй и почему они стали предметом интереса интервью?

Дело в том, что сочинение историй детьми — явление очень интересное, ведь оно объединяет в себе и текст, и рисунок, и игру. «Там, где практики записывания существуют, педагоги говорят, насколько это захватывает детей — рисовать историю, рассказывать ее и диктовать, как трепетно дети относятся к своим произведениям». Роль взрослых в записывании детских историй архиважна: заинтересовать ребенка, включить в общий процесс, дать ему почувствовать себя автором, мягко направить, если вдруг история зашла в тупик, но ни в коем случае не критиковать и не додумывать историю за него.

Возможно, поэтому эти практики не просто редки, а очень редки. Чтобы понять, какие именно способы проявления и поддержки выстраивают взрослые для детского сочинительства, и было проведено интервью с воспитателями детского сада школы Тубельского, практикующими в работе с детьми записывание историй.

Календарь, блокнот, «сказка»: с чего начиналось записывание историй

Отвечая на вопрос Ольги Шиян о том, как традиция записывания сказок приживалась и как живет в разных группах, педагоги вспомнили:

  • "…решили, что надо сделать такие календарики, в которых будет написано число на каждой странице — и заодно они будут знать и число. И дети там будут рисовать, а мы будем записывать. Сначала они были в клеточку, эти календарики. Потом стало понятно, что надо не в клеточку, потом — что карандаши нужно, а не фломастеры в руки. Вот так все началось" (Лариса Журавлева).
  • «Такой блокнот, который Лариса называет календарь, мы называем просто „сказка“. Дети идут туда, рисуют, потом приходят, рассказывают, мы записываем и в развернутом виде ставим на подоконник так, чтобы в течение дня эти рисунки можно было дорисовать» (Ирина Копылова).

Интересна и роль «сказочника», о которой рассказали педагоги: ежедневно они выбирают ребенка, который становится главным на весь день — он собирает утренний круг, поет песенку, когда дети идут обедать, его блокнот со сказкой становится основой для музыкального занятия. «В этот день его сказка играется в музыкальном зале с помощью концертмейстера, с живой музыкой, с костюмированием, а дети выбирают себе роли. Полчаса отводится, чтобы сыграть эту сказку. А взрослому приходится быть режиссером, модератором и воспитателем одновременно».

Что дает записывание сказок взрослым и детям?

«Зачем это вам?» — вопрошает Ольга Александровна. Ведь очевидно, что нагрузка на педагогов, практикующих в работе с детьми записывание сказок, возрастает: им необходимо оставаться не только стенографистами, но и чуткими собеседниками, учиться помещать сказку в рамку театра, находя при этом каждому ребенку свою роль в сказке. Ради чего это все?

По словам воспитателей, сочинение сказок дает им структуру и предсказуемость. В сочинение сказок можно также включить образовательные элементы: можно учиться читать и писать, не учась. Но есть и другие смыслы, поражающие своей глубиной: «Когда ребенок рисует сказку и говорит про нее, очень часто можно почувствовать, что его что-то беспокоит, волнует. Тогда я знаю, что возможно, далее, в повседневной деятельности, это проявится, и как бы внутренне „настраиваюсь“ на это. Например, приходит с утра девочка, очень эмоциональная, и говорит, что „у меня сегодня на небе туча, она вся такая большая и чёрная, и из нее посыпались страшные иголки“. Конечно, понятно, к чему дело шло, и к обеду все развернулось. В этом есть некая „терапевтичность“ сказок: они отражают и выражают детские чувства».

Получается, помимо формальных аспектов, придумывание сказок и их записывание совместно со взрослыми эмоционально подпитывает ребенка, а взрослому помогает наладить контакт с каждым воспитанником.

«Понятно, что практики не берутся как „технологии“, они передаются как-то иначе, как образ жизни с детьми. Будем уповать на то, что это интервью появится как отсвет этой совместности, и станет еще одним аргументом в пользу детского сочинительства», — подытоживает Ольга Александровна. Подробнее о том, что особенно взрослых удивляет в детских историях, как жизнь отражается или преобразуется в сказках и почему детское авторство столь ценно, читайте в полной версии интервью.

Фото: Freepik



Ушла из жизни Любовь Кезина


06 мая 2024 г.


Коллектив МГПУ приносит свои искренние соболезнования всем родным, друзьям и коллегам замечательного человека и мудрого руководителя

МГПУ укрепил позиции в рейтинге научной продуктивности вузов


06 мая 2024 г.


Рейтинг результатов научной активности вузов России подготовлен аналитическим центром «Эксперт» по публикациям журналов, индексируемых в WoS и Scopus