Top.Mail.Ru

Развиваем академическое международное сотрудничество

Профессор МГПУ Тамара Богданова приняла участие в международной научно-практической конференции «Междисциплинарный подход как главное условие в своевременном выявлении снижения слуха и предупреждения инвалидности»

Конференция вызвала большой интерес специалистов: 12 стран-участниц, более двухсот участников очных сессий, 1350 онлайн-просмотров в реальном времени, которое продолжает расти в последующие дни. Наибольшее количество докладчиков — из России, что свидетельствует о тесном сотрудничестве специалистов наших стран.

Программа конференции была насыщенной и включала посещение центра социальной адаптации и трудовой реабилитации «САТР», руководителем которого является организатор конференции доктор педагогических наук, профессор Роза Сулейменова, национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.

На конференции с докладом «Междисциплинарный подход в определении особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха» выступила профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии МГПУ доктор психологических наук, профессор Тамара Богданова. В докладе отмечено, что научные разработки последнего времени посвящены поиску новых форм междисциплинарного взаимодействия различных направлений научного знания. Современная наука, в том числе психология лиц с нарушениями слуха, опирается на междисциплинарный характер представлений человека о действительности, о мире как едином целом. Изучение сложных систем, к каковым относятся как психика в целом, так и ее отдельные конструкты, в частности — потребности, требует особого методологического подхода. В связи с этим в психологии наблюдается тенденция к интеграции психологических знаний. Средством такой интеграции нередко выступает междисциплинарный подход. Именно он позволит изучать и определять особые образовательные потребности не только как системы, но и в реальном взаимодействии с практикой обучения детей с нарушениями слуха.

В докладе выделены две тенденции в междисциплинарных исследованиях особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе — с нарушениями слуха, и их особых образовательных потребностей. Первая — внутринаучная интеграция психологических знаний. Для определения особых образовательных потребностей как сложного образования необходимо использование знаний из разных областей психологии — общей, возрастной, социальной, педагогической. Вторая тенденция характеризует взаимодействие специальной психологии с другими науками — биологическими, медицинскими, педагогическими, лингвистическими и др.

При определении особых образовательных потребностей имеет значение взаимодействие трех составляющих: закономерности психического развития ребенка (общие и специфические), характеризующие собственно особые образовательные потребности, на основе которых формируются и организуются специальные образовательные условия. Потребности детей с нарушениями слуха целесообразно разделить на три группы: к первой группе относятся потребности, обусловленные отклонениями второго и третьего порядка (например, в развитии всех видов словесной речи, в овладении восприятием и воспроизведением устной речи и др.); ко второй группе относятся потребности, определяющие особенности обучения (в модификации учебных планов и программ, в увеличении учебного времени, отведенного на усвоение программы обучения на всех возрастных этапах; обучении на основе специальных методов и приемов). К третьей группе следует отнести потребности, связанные с социальной адаптацией (в обогащении жизненного, практического, социального опыта; во включении в общество; потребность в развитии личностной сферы: развитии эмоций, адекватной самооценки).

В докладе было отмечено, что динамическая структура особых образовательных потребностей выступает как основа построения коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми с нарушениями слуха, а их иерархическая организация становится основой ресурсного обеспечения создания специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха, независимо от того, в какого типа образовательной организации обучаются дети, — коррекционной направленности или инклюзивной.

Доклад профессора МГПУ вызвал интерес специалистов. Особенно важным стал для докладчика тот факт, что при подготовке сурдопедагогов в Республике Казахстан применяется учебник «Сурдопсихология», автором которого она является.



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы