Top.Mail.Ru

О понятии «развитие сознания» в культурно-исторической психологии

1 марта 2022 года состоялся семинар «Понятие „развитие сознания“ в культурно-исторической психологии и перспективы его практического применения». Это первый семинар из цикла «Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и современное дошкольное образование» нового интеллектуального проекта Международной педагогической академии дошкольного образования.

Участие в качестве спикеров в первом семинаре цикла приняли Николай Веракса, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Николай Вересов, профессор Университета Монаш (Мельбурн, Австралия).

На семинар зарегистрировались более 4 000 слушателей. Началом разговора стало предложение Николая Николаевича Вересова «договориться о терминах»: он предложил поразмышлять о том, что понимается под понятием «сознание», так как в современной психологии нет единого, всеми принятого понимания концепции сознания, а в литературе встречается более трехсот вариантов значений этого ключевого термина.

Николай Евгеньевич Веракса представил слушателям свою трактовку понятия «развитие», убедительно аргументировав его двуединое содержание, придающее вектор развития движению: «обязательно — сохранение и обязательно — изменение» и, в свою очередь, предложил собеседнику раскрыть содержание понятий «созревание», «развитие», «образовательный процесс». Ученые дискутировали о влиянии на сознание ребенка внешней и внутренней среды, принципах отражения и преломления и на другие темы.

В ходе беседы возник вопрос о том, почему в перечне понятий, которые Лев Семенович Выготский относил к высшим психическим функциям, нет наиважнейшего: эмоционального проживания. В источниках есть информация, что Л. С. Выготский только приступил к написанию книги на эту тему, однако не успел завершить работу, а значит, современные ученые могут попытаться разгадать ход мыслей классика педагогики или создать свою теорию.

Запись семинара доступна по ссылке.

Источник: Научно-практический журнал «Современное дошкольное образование».


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы