Top.Mail.Ru

О понятии «развитие сознания» в культурно-исторической психологии

1 марта 2022 года состоялся семинар «Понятие „развитие сознания“ в культурно-исторической психологии и перспективы его практического применения». Это первый семинар из цикла «Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и современное дошкольное образование» нового интеллектуального проекта Международной педагогической академии дошкольного образования.

Участие в качестве спикеров в первом семинаре цикла приняли Николай Веракса, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и Николай Вересов, профессор Университета Монаш (Мельбурн, Австралия).

На семинар зарегистрировались более 4 000 слушателей. Началом разговора стало предложение Николая Николаевича Вересова «договориться о терминах»: он предложил поразмышлять о том, что понимается под понятием «сознание», так как в современной психологии нет единого, всеми принятого понимания концепции сознания, а в литературе встречается более трехсот вариантов значений этого ключевого термина.

Николай Евгеньевич Веракса представил слушателям свою трактовку понятия «развитие», убедительно аргументировав его двуединое содержание, придающее вектор развития движению: «обязательно — сохранение и обязательно — изменение» и, в свою очередь, предложил собеседнику раскрыть содержание понятий «созревание», «развитие», «образовательный процесс». Ученые дискутировали о влиянии на сознание ребенка внешней и внутренней среды, принципах отражения и преломления и на другие темы.

В ходе беседы возник вопрос о том, почему в перечне понятий, которые Лев Семенович Выготский относил к высшим психическим функциям, нет наиважнейшего: эмоционального проживания. В источниках есть информация, что Л. С. Выготский только приступил к написанию книги на эту тему, однако не успел завершить работу, а значит, современные ученые могут попытаться разгадать ход мыслей классика педагогики или создать свою теорию.

Запись семинара доступна по ссылке.

Источник: Научно-практический журнал «Современное дошкольное образование».


Персоны



МГПУ рассказал об опыте внедрения ИИ в обучение студентов


08 ноября 2024 г.


МГПУ выступил в качестве соавтора совместного доклада «Яндекс.Образования» и НИУ ВШЭ «Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее»

Научно-практическая конференция в Санкт-Петербурге


08 ноября 2024 г.


Преподаватели департамента права ИЭУиП приняли участие на Международной научно-практическая конференции, которая проходила в Санкт-Петербурге на базе РГП им. А.И. Герцена