Top.Mail.Ru

Интервью с учителями в рамках проекта «TEFL: Точка входа»

В рамках инициативного онлайн-проекта «TEFL: Точка входа» (кафедра английского языка и лингводидактики ИИЯ МГПУ), прошли онлайн встречи с замечательными учителями английского языка Ольгой Игоревной Савиной и Анастасией Сергеевной Болдыревой.

Ольга Игоревна поделилась историей собственного профессионального становления от выпускника экономического вуза до развивающегося и творческого учителя английского языка. Блестяще окончив магистратуру Института иностранных языков МГПУ, Ольга Игоревна имеет опыт работы в школе, руководила проектом «Педагогический класс», является успешным репетитором и фрилансером.

В рамках беседы удалось затронуть ключевые вопросы, связанные с актуальными вопросами профессионального становления учителя иностранных языков, смыслами самоопределения и саморазвития в профессии. Гостю были предложены следующие вопросы:

  • Какова была Ваша точка входа в профессию учителя английского?
  • Каковы, на ваш взгляд, основные качества современного учителя?
  • Почему образование в современном мире рейтингов и конкуренции — не спорт?
  • В чем заключается саморазвитие учителя?
  • Каков аксиологический потенциал современного языкового образования?
  • Как избежать профессионального выгорания в профессии (языковое образование) и как поддерживать своё ресурсное состояние?
  • Насколько профессия учителя иностранных языков связана с жизнью в широком понимании, и что представляет для вас смысл жизни?
  • др.

«Коллекция дипломов (даже красных) не дает успешности в профессии. Важен осознанный выбор своего профессионального пути, не редко возникающий в результате сложных жизненных обстоятельств. Современный мир создает условия для построения и развития нелинейных профессиональных траекторий, личностных нарративов и беспрецедентных „историй успеха“. При этом главным „двигателем“ такого движения на пути самоопределения становится нечто, обычно запредельное узкому треку стандартной профессиональной подготовки — решение сердцем. … Главными качествами учителя-предметника в области иностранных языков, ориентированного, прежде всего, на развитие искусства общения как сугубо человеческого качества, выступают доброта и стремление к саморазвитию. Иными словами, учитель, обучающий ученика общению на основе несвойственного ученику инструмента — иностранного языка, — реализует аксиологический компонент образования, подавая пример ценностного отношения к жизни. Важно не забывать, что современное образование — это все-таки не спорт, несмотря на все призывы к достижению внешних показателей и критериев рейтинга. Точкой входа в педагогическую профессию, в том числе и особенно в области языкового образования, является расширенный и осознанный жизненный опыт, ставший достоянием личности учителя, то есть тем ресурсом, которым можно поделиться. Языковое образование, будучи по сути коммуникативным взаимодействием, и есть процесс правильного взаимообмена коммуникативными энергиями, постоянного равновесия между тем, что отдаёшь, и тем, что получаешь».

Запись полной беседы можно получить по ссылке на официальном канале нашего проекта по ссылке.

Анастасией Сергеевной Болдыревой, имея опыт разнообразного контекста преподавания (BKC ih, Language Link, London Express, школа при посольстве Южной Кореи, пр.), раскрыла уникальные стороны профессионального мастерства учителя английского языка с позиций разных профессиональных ролей, поделилась историей собственного автопроекта в профессии, реализовав себя как студент педагогического вуза, соискатель зарубежного сертификата на преподавание, школьный учитель английского в стандартной и частной школах, наставник учителей, администратор, менеджер и директор частной школы, репетитор, автор собственных профессиональных подкастов и курсов для учителей, фрилансер.

В рамках беседы удалось затронуть ключевые вопросы, связанные с актуальной проблематикой профессиональной деятельности в школе и развитием лингводидактики как науки. Гостю были предложены следующие вопросы:

  • Какова была Ваша точка входа в профессию учителя английского?
  • Что характеризует компетентностный портрет современного учителя? Каковы место и роль многозадачности в этой деятельности?
  • Какие компетенции и профессиональные качества для вас оказались самыми ценными и какие из них были дефицитными в начале профессионального пути?
  • Что такое в Вашем понимании автопроект в профессии, и есть ли он у Вас?
  • Насколько профессия выражает Ваше хобби, Ваши уникальные способности?
  • Как изменяется профессия учителя в современном мире, и имеет ли прежний смысл поддержание педагогических династий?
  • др.

«Есть профессионалы, у которых профессия не отождествляется со своей социальной ролью („я не равен моей социальной роли“). Эта позиция дает то необходимое расширение, которое помогает достичь подлинных глубин в профессии. При этом точка входа в профессию возникает из внутреннего запроса ответить на зов из собственных глубин — так профессия становится призванием, а призвание — это служение., служение зову своего самоотождествления. Таким образом, человек постигает себя в профессии, достигая свою идентичность, а потом и аутентичность. Можно ли постичь себя в профессии и стать счастливым? Можно ли выстроить автопроект через профессиональную деятельность? Можно. Более того, именно так раскрывается современное понимание профессии, которая из стандартной рамки линейной деятельности становится пространством для многомерного проектирования себя и своей жизни. Иными словами, профессия в современном мире — это собирательный феномен, позволяющий „собрать“ дело своей жизни и самовыражение по мере накопления разных ролей и опыта. Такой „опытный конструктор“ и есть автопроект в профессии с неожиданной, нелинейной точкой входа (например, из юриспруденции в лингводидактику). Автопроектирование в лингводидактике, в частности, связано с расширенным отношением к профессии как жизнедеятельности, как проекта „меня самого в этом деле“. В этом смысле, такая профессия (жизнедеятельность) обретает авторский характер, а сам процесс деятельности становится площадкой для бесконечного смыслосозидания».

Интервью провела и подготовила автор проекта Виктория Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингводидактики ИИЯ МГПУ. Встреча адресована преподавателям, учёным, представителям широкой научной общественности в области лингводидактики и профессионально-методической подготовки учителей иностранных языков, а также студентам соответствующих профилей.

Запись полной беседы можно получить по ссылке на официальном канале нашего проекта по ссылке.



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы