Top.Mail.Ru

IRECE: как измерить качество дошкольного образования

В журнале International Research in Early Childhood Education (IRECE) австралийского университета Monash University вышла статья Preschool education quality in Russia: Trends and relations (Дошкольное образование в России: взаимосвязь качества структуры и качества процесса). Данная публикация посвящена результатам Всероссийского исследования качества дошкольного образования НИКО. Ее авторами стали сотрудники Лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян, Татьяна Ле-ван, Ольга Шиян и Сергей Зададаев. Исследование проводилось в 2016—2017 годах по заказу Рособрнадзора с применением шкал ECERS.

Татьяна Ле-ван, одна из авторов статьи, поделилась следующими ценными выводами, к которым пришли исследователи:

«Впервые в России в таком масштабе показана связь качества образовательного процесса со структурными характеристиками системы: 1301 детский сад из 75 регионов РФ в 2017 году, 1357 уникальных участников — за два года. Обнаружилось, что между тем, как устроена повседневная жизнь в дошкольных группах (какие пространства, игрушки и материалы дети могут использовать во время занятий и в свободной деятельности, как воспитатели взаимодействуют с детьми, а дети между собой, как распределяется время на разные виды деятельности), и возрастом, стажем, профессиональным образованием педагогов, возрастом детей, с которыми педагог работает, нет никакой значимой связи.

Важным оказалось получение педагогами обратной связи об оценке качества: там, где воспитатели узнали результаты первого года своей работы и смогли обсудить их с экспертами, на второй год по многим параметрам обнаружилась динамика качества. Однако остался ряд параметров, которых изменения системно не коснулись. Причины этого важно исследовать более глубоко.

Количество детей в дошкольных группах оказалось слабо связано с качеством параметров образовательного процесса. Значимых связей немного, и они противоречивы. Это говорит о том, что даже в группах, где присутствует мало детей, педагоги далеко не всегда ведут образовательную деятельность, ориентированную на развитие и индивидуализацию воспитанников, а чаще транслируют те же модели «солирующей педагогики», что и в большой по составу группе.

Самым сильным фактором, связанным с качеством образовательного процесса, оказалось соотношение взрослых и детей во время образовательной деятельности. Не формальная, а реальная вовлеченность педагогов во взаимодействие с детьми в самое плодотворное для развития детей время — в первой половине дня. Обнаружено, что при увеличении количества детей на одного взрослого качество процесса снижается. Оказалось, что при соотношении количества детей и количества педагогов 10:1 и более качество взаимодействия в области развития речи и мышления детей существенно ухудшается.

Теоретическая часть исследования показала, что связь между качеством дошкольного образования и детскими результатами, качеством процесса и структурными параметрами чаще всего комплексная и непрямая. Важную роль играют медиаторы, которые опосредуют эту связь. А анализ следует проводить очень тонко, не по общим индексам качества, а по детальным параметрам. Вкладывать нужно именно в реформу системы профессионального образования и повышения квалификации педагогов и управленцев".

Статья для зарубежного научного издания готовилась долго и кропотливо. С момента первой версии текста до публикации прошло более двух лет.

В июне в журнале «Вопросы образования» (№ 2, 2021) выйдет большая статья на русском языке об этом исследовании.

В английском же варианте ее пока можно посмотреть по ссылке.



Ушла из жизни Любовь Кезина


06 мая 2024 г.


Коллектив МГПУ приносит свои искренние соболезнования всем родным, друзьям и коллегам замечательного человека и мудрого руководителя

МГПУ укрепил позиции в рейтинге научной продуктивности вузов


06 мая 2024 г.


Рейтинг результатов научной активности вузов России подготовлен аналитическим центром «Эксперт» по публикациям журналов, индексируемых в WoS и Scopus