Top.Mail.Ru

«Трёхлетки отвечают на агрессию агрессией»

Представители старшего поколения часто говорят о том, что трехлетние дети не могут испытывать стресс, однако современные родители считают иначе. В эфире «Радиошколы» МЕЛ. ФМ вместе с доцентом департамента педагогики МГПУ Татьяной Савенковой попытались разобраться, как и почему возникает агрессия и тревожность у дошкольников.

Что такое «стресс» и почему он возникает

В наши дни слово «стресс» стало очень модным, и все что угодно могут списывать на стресс и на депрессию. Мы используем эти слова очень часто, зачастую не до конца понимая, что они значат. Например, когда говорим: «Я впала в депрессию, потому что села на диету». Но на самом деле мало кто задумывается о стрессе и его причинах до того, как с ним столкнется.

Говоря научным языком, стресс — это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. И дети подвержены стрессу ничуть не меньше, чем взрослые люди. С приходом ребенка в детский сад, на развивающие курсы или в другое дошкольное учреждение, в его жизни, как и в жизни его родителей, начинается новый этап — то есть стресс испытывают все.

Вообще, слово «стресс» используется для описания состояния человека в экстремальных условиях — на физиологическом, на психологическом и на поведенческом уровне. Чаще всего в повседневной жизни взрослые и дети испытывают стресс физиологический или психологический.

Психологический стресс можно разделить на информационный и эмоциональный

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках. То есть когда ребенок не справляется с задачей, не успевает принять какие-то верные решения. А эмоциональный стресс появляется в условиях угрозы, опасности или обиды — того, что касается эмоций. Именно его чаще всего испытывают дети, когда приходят в детский сад.

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное требование, не соответствующее тому, что он уже привык делать. Так как это требование необычно, у человека происходит адаптация к новой ситуации.

Как понять, что у ребенка стресс и сложности с адаптацией в детском саду

Про адаптацию все специалисты говорят, что она длится примерно три месяца. Но у кого-то адаптация может пройти незаметно, а бывают дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. У ребенка нет социального опыта и навыков для того, чтобы как-то вести себя в новой ситуации. Он только что был дома, где были мама, папа — но неожиданно его отдали туда, где есть такие же дети (в современных государственных детских садах в группе может быть до 45 человек) и всего один воспитатель.

Если рассматривать адаптацию с точки зрения психологии, то в её начале рядом с детьми должны находиться и социальный педагог, и психолог, и, конечно же, воспитатели. Не зря в начале адаптационного периода — он обычно длится три месяца — работают два воспитателя на группу. Я знаю, что во многих садиках детей можно сначала приводить на час, потом на два, потом до обеда, потом на сон. Это тоже помогает успешной адаптации

Симптомы стресса есть как и у детей до двух лет, так и у детей от трех до пяти лет

Они немного разные, но в принципе похожи. И если вы видите такие симптомы — это повод для беспокойства. Трехлетки могут стать слишком требовательными, злиться после садика, или наоборот — испытывать эмоциональные всплески, когда вроде бы должны устать.

Еще в период адаптации у некоторых детей может наблюдаться «возвращение в детство», когда ребенок, например, находит свою старую пустышку и начинает ее сосать, чтобы успокоиться. Или непроизвольно ходить в туалет. Также могут возникнуть чрезмерные детские страхи. Ребенок может сказать: «Я боюсь уснуть, потому что я боюсь умереть». Где-то он это слово услышал и испугался.

Могут быть и частые вспышки внешней агрессии — к родителям, домашним животным, младшим братьям и сестрам, к дедушкам и бабушкам. Могут проявиться дефекты речи. Если ребенок не заикался до этого, или были какие-то незначительные нарушения, то сейчас они могут обостриться. Либо родители могут заметить повышение активности. Мы привыкли говорить, что если ребенок приходит из детского сада и все равно ведет себя очень шумно, то «они там весь день просидели за столом», или «они не выходили гулять». А на самом деле это один из признаков стресса.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Прежде всего надо не бояться пойти к психологу, если вдруг вы заметили, что с ребенком стало твориться что-то невообразимое или он стал вести себя не так, как раньше. В детских садах есть психологи. Это очень хорошие и грамотные специалисты. Можно записаться к такому специалисту на прием и сказать: «Меня беспокоит поведение ребенка». Если в образовательном комплексе вам не удалось найти этого специалиста или у него нет времени, затягивать нельзя. Ищите психолога со стороны.

В том, чтобы отвести ребенка к специалисту, нет ничего страшного. Психолог соберет какие-то данные, сделает тесты, пообщается с ребенком и скажет вам, как себя вести, чтобы помочь ему в этом процессе. 80% детей хорошо проходят адаптационный период — он может длиться до или чуть дольше трех месяцев.

Как и почему может возникнуть агрессия у дошкольников

У маленьких детей агрессия соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истерикой, плачем ребенок часто испытывает родителей или других взрослых «на прочность» и проверяет, где та грань, через которую ему уже не позволят переступить. На самом деле, это очень непростое время для семьи. Первое, что хочется сделать родителю — наказать ребенка за такое поведение. Но этого делать нельзя. Можно сказать, что в этот период мамы и папы проходят экзамен на родительскую зрелость — и если они отреагируют неправильно, поведение ребенка не изменится.

Поэтому взрослым, которые столкнулись с детской агрессивностью, стоит задуматься о её причинах. Агрессивное поведение часто имеет оправданные причины, которые мы можем не замечать. Например, страх. Родители могут не догадываться, чего именно боится ребенок в данный момент, или намеренно игнорировать его страхи.

Ребенок не перестанет бояться, если мы просто предложим ему перестать думать о том, что ему кажется страшным

Это нужно прорабатывать. Запреты тоже могут быть причиной агрессии. Допустим, ребенок недавно пошел в детский сад, а его родители решили, что именно сейчас он хочет стать профессиональным спортсменом. С шести до семи часов утра у ребенка тренировка, потом детский сад, его забирают сразу после обеда, без сна, и ведут на другую тренировку. Получается, у него нет никакого свободного времени — не только поиграть, но и подумать о том, что с ним происходит. Это тоже может привести к агрессивному поведению.

Еще одна проблема — ссоры между родителями. Ни в коем случае нельзя ссориться при детях. После этого ребенок начинает ждать только враждебности и нападения. В любой ситуации, когда он сделал что-то не так, он думает, что, раз папа стал ругаться на маму, когда она что-то сделала неправильно, на него папа тоже может закричать или даже ударить его. От родителей, которые постоянно ссорятся, ребенок будет, скорее всего, скрывать все свои ошибки, и это может превратиться в патологическое вранье.

Возможен ли буллинг в детском саду

Проблеме буллинга в последние тридцать лет уделяют все большее внимание. Но отечественными специалистами комплексное изучение этого явления не проводилось, оно рассматривалось как две части — агрессия и насилие. У нас принято считать, что этому процессу подвержены только школьники и подростки. На самом деле буллинг может начаться сразу после адаптации к детскому саду, когда у детей появляются друзья.

Чаще всего у дошкольников насилие проявляется спонтанно в отдельных акциях. Характерной чертой этого явления является непосредственность. В дошкольном возрасте ребенок еще не способен продумать травлю. Он может не до конца осознавать свои действия и не задумываться о последствиях. То есть суперконфликтных детей, которые ведут себя всегда и беспричинно агрессивно, не бывает. Чаще всего, если ребенок ведет себя так, причиной для этого может поведение кого-то из семьи или какого-то иного авторитарного взрослого, чье поведение он начал копировать.

При этом, если говорить о стороне, страдающей от буллинга или агрессии, то у трехлетних детей даже нет возможности осознавать, что можно промолчать или не отвечать. Для них естественнее агрессивный ответ. Только в шесть-семь лет некоторые дети могут понять, что не надо драться, если тебя обижают, а можно встать и уйти.

Когда взрослый может вмешаться в детский конфликт

В определенном возрасте ребенок может начать вести себя в конфликте продуктивно — с 4−5 лет. До этого возраста конфликты лучше предотвращать взрослым. Но если говорить о спорах дошкольников, то они могут уже и зайти в конфликт добровольно, и выти из него. Однако если они не знают, как это сделать правильно, скорее всего, тихо решить проблему у них не получится. Чаще всего дети ссорятся в детских садах из-за того, что что-то не поделили, например, из-за игрушки.

Разговаривать с детьми о конфликтном поведении нужно и родителям, и воспитателям. Существует много игр и мультиков, направленных на продуктивное поведение в такой ситуации. Прежде всего нужно поймать момент начала спора, подойти к конфликтующим детям, взять объект, из-за которого они поссорились (или проговорить ситуацию, которая привела к спору), попросить высказаться обе стороны, рассказать об этой ситуации, чувствах и мыслях. После того, как вы разберете ситуацию, оба ребенка поймут, что некомфортно было обоим. И после этого можно искать компромисс, к примеру: «Давай сейчас он поиграет в эту игрушку пять минут, потом принесет ее, и вы будете играть по очереди». Если игрушка, из-за которой они ссорились, не одна, можно предложить детям поиграть вместе похожими игрушками.

Полную запись интервью с Татьяной Савенковой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 17:00 на радио «Говорит Москва».

Также по этой теме


Персоны



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы