Top.Mail.Ru

Все дело в мотивации: почему современные школьники не ведут здоровый образ жизни

Исследователи Лаборатории городского благополучия и здоровья МГПУ Леонид Денисов, Елена Нехорошева и Вера Авраменко выяснили, знают ли школьники, что такое здоровый образ жизни и придерживаются ли его принципам в обычной жизни.

В рамках проекта было опрошено более 22 тысяч учеников московских школ в возрасте от 7 до 16 лет. Анкета включала блоки вопросов, позволяющие оценить три аспекта:

  1. когнитивный компонент — наличие знаний и представлений о ЗOЖ;
  2. мотивационный компонент — осознание личной ответственности и заинтересованности в ЗОЖ;
  3. поведенческий компонент — реальное соблюдение принципов ЗОЖ в повседневной жизни.

Полученные в ходе мониторинга данные показали существенное расхождение между тем, что дети знают о здоровом образе жизни, и тем, как они себя реально ведут. Так, подавляющее большинство опрошенных (от 75% до 85% в зависимости от возраста) правильно понимают, из каких составляющих складывается ЗОЖ. При этом около 70% считают, что лично несут ответственность за состояние своего здоровья.

Однако реальная картина с точки зрения соблюдения принципов ЗОЖ выглядит куда более печально. Из всех респондентов лишь треть последовательно придерживаются основных правил.

Особенно показательны данные о вредных привычках и режиме дня. Среди тех школьников, кто включал отказ от вредных привычек в число обязательных составляющих ЗОЖ, только 47,09% действительно не имели вредных привычек. А из числа респондентов, считающих режим дня важной частью здорового образа жизни, лишь пятая часть реально соблюдают его.

По мнению Елены Нехорошевой, заведующей научно-исследовательской лабораторией городского благополучия и здоровья Московского городского педагогического университета, хотя результаты исследования показывают, что большинство школьников осознают важность здорового образа жизни, есть существенный разрыв между их знаниями и действиями.

Это указывает на несоответствие между теоретическим осознанием здорового образа жизни и реальным поведением, что может быть обусловлено влиянием социального окружения и недостатком практической мотивации.

Наибольшая согласованность позитивных установок и реального поведения была обнаружена в сфере физической активности. Из тех школьников, кто включал регулярные занятия спортом и прогулки в число обязательных элементов ЗОЖ, около 75% и вправду занимались физкультурой. Этот факт эксперты объясняют тем, что спорт является наиболее популяризируемой составляющей здорового образа жизни.

Как считают авторы исследования, корень проблемы кроется именно в сфере мотивации. То есть информирование и просвещение о принципах здорового образа жизни не будут работать, если у ребенка отсутствует внутренняя мотивация реализовывать эти принципы. Без личной заинтересованности внешние факторы, такие как лень, нехватка времени, плохие примеры окружения, будут перекрывать даже хорошо усвоенные в теории знания о пользе ЗОЖ. Анализируя мотивационные аспекты, исследование выявило, что лень является основной причиной несоблюдения принципов ЗОЖ у 22,2% школьников. Отсутствие свободного времени было указано как препятствие 18,9% респондентами.

Ключевая роль в повышении мотивации у детей отводится взрослым — как родителям в семье, так и педагогам в школе. Только их комплексные усилия способны с раннего детства сформировать у детей внутреннюю потребность к заботе о себе. Без внутренней опоры любые внешние воздействия для выработки полезных привычек, как показывает практика, обречены на провал.

Источник: Techinsider.ru

Фото: МГПУ



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы