Top.Mail.Ru

«Учительская газета»: инструменты анализа и самоанализа учебного занятия

Сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрей Иоффе и Людмила Бычкова познакомили читателей «Учительской газеты» с разработками лаборатории — двумя новыми инструментами, которые позволяют проводить системный анализ и самоанализ проведенных занятий.

Умение анализировать собственное занятие, равно как и занятие, проведенное коллегами, современные ученые и практики, работающие в сфере образования, совершенно справедливо относят к числу важнейших составляющих педагогического мастерства. В самом деле, можно ли представить себе профессионала, причем в любой сфере, который выполнил работу и не оценил ее качество? Если такое и случается, вряд ли человек, избегающий этого этапа своей деятельности, может называться профессионалом. Для специалиста важно не просто видеть плоды своего труда, но и фиксировать, что в результатах и самом процессе было сделано хорошо, а что требует совершенствования. Только при наличии полноценной профессиональной рефлексии мы все становимся более успешными в своем деле, нарабатываем необходимые профессиональные умения и навыки, формируем подходящие для нас в типичных ситуациях способы деятельности и алгоритмы, становимся увереннее и самостоятельнее в принятии решений по самым разным, порой неожиданным, вопросам.

Это будет полезно педагогам не только в повседневной рутинной работе, но и в ходе подготовки к профессиональным конкурсам и фестивалям, мастер-классам, конференциям,

пишут авторы статьи «Профессиональная рефлексия», рассказывая о таких эффективных инструментах анализа и самоанализа учебного занятия, как «Блочно-модульный конструктор» (БМК) и «Навигатор занятия».

Первый из них позволяет не только проектировать, но и анализировать занятия, выделяя следующие базовые блоки: организационный, мотивационный, информационный, практический, оценочный и рефлексивный. Кроме того, исследователи разработали экспертный лист.

В нем выделены по пять компонентов каждого блока занятия, которые в целом влияют на качество занятия и поддерживают достижение обучающимися личностных результатов, зафиксированных ФГОС, объясняют Андрей Наумович и Людмила Васильевна. Данный экспертный лист вполне подойдет как для самоанализа занятия, так и экспертизы занятия, проведенного коллегами. При этом возможен анализ письменных/печатных/видеоматериалов, а также занятия, проведенного здесь и сейчас.

Второй же инструмент — «Навигатор занятия» — позволяет удерживать в фокусе внимания два аспекта: организационный и уровневый. Педагогу предлагается анализировать занятие, отвечая на вопросы, размещенные в специальной таблице. Отсутствие ответа на тот или иной вопрос и не заполненные в таблице ячейки будут означать, что педагог недостаточно проработал соответствующий уровень и организационный аспект либо в ходе проведения занятия, либо это системная проблема, которая проявилась еще на этапе проектирования.

Прочитав полный текст статьи, читатель подробнее познакомится с описанными инструментами, а также найдет упомянутые таблицы, работа с которыми поможет сделать учебные занятия более целостными, гармоничными и комплексными.


Персоны



Эксперты ИППО в жюри номинации «Воспитатель года Москвы»


02 мая 2024 г.


В МГПУ прошел финал Московского городского профессионального конкурса «Педагоги года Москвы», одна из номинаций которого была посвящена дошкольному образованию

Студенты ИППО на встрече «Новые горизонты вашей карьеры»


02 мая 2024 г.


На мероприятии студенты познакомились с преимуществами работы молодого педагога в школе