Top.Mail.Ru

Образовательная урбанистика в мегаполисах и деревнях

Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ провели открытый семинар в ВШЭ совместно с Максимом Булановым, специалистом образовательной программы Indiana University School of Education in Indianapolis. На нем спикеры рассказали о тенденциях и перспективах образовательной урбанистики — и предложили сделать ее новым направлением в педагогике.

Эксперты также поделились результатами пятилетней работы: за это время они открыли магистратуру «Педагог-исследователь городской среды», выпустили несколько педагогических пособий, завершили совместный проект с домом культуры «ГЭС-2» — и это лишь некоторая часть их достижений.

В сегодняшней статье мы публикуем основные моменты из выступлений спикеров.

Не только мегаполис, но и деревня

Город — это условность. Образовательную урбанистику можно развивать везде, и в деревнях тоже. Понятно, что мегаполис предлагает больше возможностей, пространств и проектов. Но это не самое главное — важнее здесь оказываются компетенции учителя, а не инфраструктура той местности, где он живет и работает.

К примеру, в 2020 году Сысерть вошла в число «обучающихся городов» ЮНЕСКО (всего в мире их около 200). Команда Школы Образовательной Урбанистики в течение года проводила для жителей различные обучающие встречи и проектные сессии, на которых учителя и члены местного сообщества делились опытом, организовала курсы повышения квалификации, создавала концепцию летнего проектного лагеря и т. д. Все это с целью помочь жителям в создании социальной инфраструктуры на конкретной территории, осознающей себя обучающимся городом.

Другой проект — «Балет на тротуаре» — лаборатория развивала в Москве по заказу дома культуры «ГЭС-2». Это был проект для подростков, который позволил исследовать, как они воспринимают городское пространство: где и почему чувствуют себя комфортно, а где — наоборот. Результаты этого исследования еще находятся в процессе обработки.

О том, почему нельзя просто «выдать список, куда ходить»

«Мы начали с того, что попытались описать, каталогизировать то, что происходит в музеях и библиотеках Москвы. Но столкнулись с тем, что это бессмысленно: то, что ты сегодня описал, завтра исчезло, неформальное поле только так и живет. Это не очень понимают учителя, которые воспринимают образовательную урбанистику так: „Выдайте нам список, куда ходить“», — говорит Екатерина Асонова, заведующая лабораторией.

Отказавшись от идеи количественного исследования («описать нельзя — оценивать можно»), команда МГПУ разработала шкалу оценки интерактивных образовательных практик. Эксперты создали несколько пособий для педагогов («Город как учебник», «Закрой учебник, открой город»), открыли профильную магистратуру для педагогов-урбанистов и занялись «перепрошивкой» профессиональных стандартов.

«Мы говорим о новой функциональной грамотности учителя, чтобы он мог любой городской объект увидеть как педагогический ресурс. Видим, что имитации, которые еще допустимы в школьной „коробке“, в городе уже не работают», — объясняет Екатерина Асонова.

«Урбанистическая» магистратура: как создавали и чему там учат

Работу с развитием педагогических компетенций городского учителя в МГПУ начали с курсов повышения квалификации, но увидели, что получается однобоко — приходят только учителя. Поэтому магистратура «Педагог-исследователь городской среды» создавалась с таким прицелом, чтобы учительскую среду там разбавляли представители разных сфер. В первый набор пришли архитекторы, лидеры сообществ, кураторы культурных пространств, креативные директора и даже многодетные мамы («Это тоже профессия!» — подчеркнули докладчики).

Вот что говорит Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории: «В педагогическом образовании отсутствует видение, понимание городского пространства. По-прежнему все методики рассчитаны на работу в классе, ничего не видят за его пределами, в лучшем случае предлагается сходить на подготовленную кем-то экскурсию. Мы обобщаем практики и рассказываем школе и городу друг о друге».

В «урбанистической» магистратуре все педагогические идеи и знания учат «заземлять» на своей улице — и не важно, мегаполис это или деревня. Здесь учат выступать продюсерами городских проектов, пробуя психологический, социологический и другие подходы. Среди тем дипломных работ, защищаемых в этом году, — игровые городские маршруты для развития гуманности младших школьников, проект по развитию коммуникативных умений у подростков с аутическим расстройством в городской среде, портал о соучаствующем проектировании и т. д.

С полной записью семинара можно ознакомиться здесь, а с презентацией здесь.



Моя страна - моя Россия


02 мая 2024 г.


Заявки на участие в XXI Всероссийском конкурсе авторских проектов принимаются с 16 мая по 30 сентября 2024г.

Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие