Коммуникативный подход в инклюзивном образовании

      14-15 мая 2019 г. в институте специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ состоялась международная научно-практическая конференция «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Научно-практическая конференция явилась продолжением многолетней совместной работы осуществляемой ГАОУ ВО МГПУ и ГБОУ специальная (коррекционная) школа №1708. Накопленный опыт в области реализации коммуникативного подхода, позволил осуществить его трансляцию посредством проведения научно-практической конференции. В работе конференции приняли участие 329 представителей дефектологического сообщества из 26 субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь. С приветственным словом к участникам конференции выступил советник ректора по связям с регионами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», кандидат технических наук Игорь Васильевич Шаповалов.

14 апреля 2019 года с 11.00-14.10 прошло Пленарное заседание на базе института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ.

В пленарном заседании приняли участие ведущие ученные в области использования коммуникативных технологий в специальном и инклюзивном образовании Московского городского педагогического университета: Приходько О.Г., Баряева Л.Б., Волковская Т.Н., Вечер М.В., Любимов М.Л., Захарова М.О., Югова О.В., Караневская О.В., Величенкова О.А., Томсон В.А.

В живом диалоге состоялось обсуждение теоретико-методологических и практических вопросов, связанных: с организацией коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии посредством коммуникативного подхода; с использованием альтернативных и дополнительных средств коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с различными ограничениями здоровья; с ролью семьи в коммуникативном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

С 15.00-19.30 проведены мастер-классы ведущими специалистами сопровождения Москвы и Санкт-Петербурга  (Приходько О.Г., Югова О.В., Баряева Л.Б., Генералова Р.Н., Чаплинская Л.Н. и др.) по следующей тематике:

  • Использование альтернативных коммуникаций в работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями;
  • Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации-содержательный раздел работы с неговорящими детьми;
  • Стимуляция коммуникативно-речевого развития у детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья;
  • Интерактивная среда для развития коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Психолого-онтогенетический метод «ДО» («Доречевые отношения») в логопедической работе с безречевыми детьми.

15 мая 2019 года с 10.00-15.30 на базе института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ прошла серия мастер-классов и работа тематической секции «Коммуникативный подход в системе специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ глазами молодых ученых».

С 15.00-19.30 проведен проблемный семинар на базе ГБОУ специальная (коррекционная) школа №170, которое включает  в себя 16 структурных подразделений. В семинаре приняли участие свыше 150 гостей и выступающих. Проблемный семинар включал обсуждение современных коммуникативных технологий в коррекционном образовании. Спикерами проблемного семинара стали директор и учителя-логопеды ГБОУ специальной (коррекционной) Школы № 1708, преподаватели института специального образования и комплексной реабилитации (Новикова Т.Н., Григоренко Н.Ю., Браткова М.В. и др.).

Структура проблемного семинара была представлена рядом мастер-классов:

  • Мастер-класс по ритмико-мелодико-интонационной организации языка;
  • Роль Томатис-терапии в коррекционной работе с детьми со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения;
  • Игровая методика «Play Attention» как средство преодоления дефицита внимания у детей с ООП;
  • Использование интерактивного метронома в системе коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ в ГБОУ специальная (коррекционная) школа №1708.

Презентации участников:
Актуальные вопросы использования средств альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с тяжелыми нарушениями развития -Караневская О.В.

Жестовый язык — право на общение — Томсон В.А.

Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ — Баряева Л.Б.; Лопатина Л.В.

Развитие коммуникации у неговорящих детей с ДЦП на уроках социально-бытовой ориентации — Лаврентьева Н.В., Пшеничникова В.С.

Особенности формирования коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС — Леонова И.В.

Особенности невербальных средств коммуникации у неговорящих детей с умственной отсталостью — Надточий А.П.

Особенности коммуникации в условиях дополнительного образования художественного направления — Павлова А.С.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи и коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями развития — Покровская Ю.А.

Коммуникативный подход к решению проблемы трудностей социализации детей с недостатками речи — Волковская Т.Н.

Коммуникативный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с различными нарушениями в развитии — Приходько О.Г.

Коммуникативный аспект в обучении грамоте детей с речевыми нарушеними — Величенкова О.А.

Использование АДК для социально-бытовой ориентации детей с тяжелыми двигательными нарушениями — Лаврентьева Н.В., Пшеничникова В.С..pptx

Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья — Югова О.В.

Современные подходы в использовании альтернативной коммуникации в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии — Чаплинская Л.Н.

Современный подход к изучению коммуникативного потенциала дошкольников с трудностями в коммуникативно-речевом развитии — Куткова И.А.

Стимуляция доречевой и речевой активности у детей первых лет жизни — Кательсон Т.А.

Технологии разноплановой коммуникации в условии инклюзии — Любимов М.Л., Захарова М.О.

Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения в процессе обучения их твистингу — Попова Ю.А. 2

Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения в процессе обучения их твистингу — Попова Ю.А.

Формирование коммуникативных компетенций слабослышащего школьника со сложной структурой дефекта — Алферова М.А., Соловьева И.Л.

Фразовая и связная речь как основа коммуникативных навыков детей с ОВЗ — Штырфунова Е.О.

 



Новая проблематика в работе ПМПК


06 июня, 2019 г.


Специалисты по работе с особыми детьми обсудили деятельность психолого-медико-педагогических комиссий

Мама-логопед


22 мая, 2019 г.


Студенты института выступили в Российской государственной детской библиотеке