Top.Mail.Ru

Опубликован сборник по итогам симпозиума «Образование и город»

Опубликован сборник по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов «Образование и город», которые состоялись в МГПУ в 2022 и 2023 годах. Напомним, на мероприятиях обсуждались вопросы, связанные с поиском ресурсов взаимного развития и возможностей для реализации третьей миссии университета, ролью образования и образовательных организаций в современном городе. Статьи сборника созвучны им и продолжают раскрывать такие темы как:

  • сотрудничество города и университета,
  • жизнь детей и взрослых в городе,
  • влияние образовательных институтов на качество жизни в городе,
  • развитие профессионального кадрового потенциала современного города и многие другие.

Материалы сборника, в которых авторы представили результаты своих исследований, будут интересны всем, кто так или иначе занимается развитием системы образования и городских пространств. Ниже мы постарались очень кратко рассказать читателям о статьях, которые его ждут на страницах сборника «Образование и город: третья миссия университета. Ресурсы взаимного развития».

«Использование перформативных форматов в обучении магистрантов на примере архитектурно-педагогического перформанса» (Екатерина Барсукова). О том, как использовать перформативный формат творческой сессии, чтобы помочь магистрантам актуализировать темы выпускных квалификационных работ, критически переосмыслить их содержание и наметить дальнейшую траекторию профессионального и образовательного пути.

«Особенности взаимосвязи типа организационной культуры детского сада и степени эмоционального выгорания педагогов» (Анастасия Белолуцкая, Наталья Жабина). Авторы проанализировали эмоциональные состояния педагогов, работающих в детских садах с разными типами организационной культуры, и представили результаты, показывающие связь между степенью профессионального выгорания педагогов и ролевым типом организационной культуры детского сада существует.

«Институциональное обустройство современной сетевой школы» (Геннадий Блинов, Ирина Криштофик). Целью исследования статьи стала разработка концептуальных основ функционального устройства современной сетевой школы. Авторы обозначили парадигмально-онтологические основания проектирования такой школы, предложили варианты ее институционального обустройства, представили инструменты моделирования образовательных событий.

«Перспективы и возможности сотрудничества университета и города» (Надежда Бороздина). О том, как создавать и развивать площадки для городской коммуникации на базе университетской среды в университетах, и почему это открывает огромные возможности и перспективы качественного развития для государства в целом.

«Домашняя среда и развитие детской игры: проблемы и перспективы повышения родительской компетентности» (Любовь Веселова, Татьяна Ле-ван). Как родителям развивать режиссерскую игру детей в домашней среде и причем тут психолого-педагогические условия среды дошкольной группы?

«Голос ребенка: развитие городских соучаствующих практик с детьми и подростками» (Ирина Виноградова, Любовь Гурарий). В статье представлены кейсы преобразования города с участием детей и подростков, которые позволяют разобраться в сущности соучаствующего проектирования и использовать его во взаимодействии с детской аудиторией.

«Наставничество как инструмент наращивания компетентности педагога в образовательной среде Вилюйского района Якутии» (Татьяна Волчок). Автор рассказывает о возможностях использования этнокультурного пространства Вилюйского района Республики Саха (Якутия) в наращивании профессиональной компетентности педагогов.

«Погружение в проектную деятельность в контексте развития функциональной грамотности учеников 10-х классов» (Вадим Головин, Виктория Борисова, Арсений Копёнкин, Анастасия Россинская). Авторы статьи представляют результаты апробации методических материалов события «погружение» в проектную деятельность учеников 10-го класса. Как объясняют авторы, «это событие, в ходе которых ученики знакомятся со структурой и понятийным аппаратом проектной деятельности».

«Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий» (Елена Иванова, Анна Тер-Григорян). В статье рассмотрены примеры сохранения артефактов учебной повседневности в процессе реновации и при капитальном ремонте школьных зданий. Нужно ли сохранять такие артефакты и какую роль они играют для создания рефлексивной идентичности?

«"4D-видение» занятия: инструментарий для достижения синергии взглядов педагога, ученика и эксперта" (Андрей Иоффе, Людмила Бычкова, Ирина Виноградова, Анна Данилина, Светлана Летуновская, Валерия Маркова). Авторы предлагают познакомиться с комплексным подходом к исследованию занятия с опорой на методологию блочно-модульного конструктора (БМК) и акцентом на развитие личностного потенциала педагогов и обучающихся. Результаты апробации впечатляют!

«Коммуникация и понимание в образовательной среде: принципы обучения» (Ирина Криштофик). Как организовать такую образовательную среду, которая позволит формировать и развивать способы понимающей коммуникации как средства решения сверхзадач? Автор разработала дидактические принципы организации обучающей коммуникации и апробировала их в условиях дистанционной магистратуры по психолого-педагогическому направлению.

«Экологическое воспитание в городе: тренды ретроспекции» (Юрий Мазуров). Ориентация на эстетику, ориентация на гигиену, оптимизация планировочной структуры — это одни из некоторых трендов в сфере экологического воспитания, позитивно оцениваемых в современных условиях в качестве конструктивных подходов к формированию адекватной экологической культуры населения. Какие еще тренды формируют экологическую культуру населения России?

«Города, рождающие экотревожность» (Анастасия Миронова). В статье раскрываются факторы городской среды, вызывающие экологическую тревожность у жителей, что имеет большое значения для разработки мер по содействию экоосознанности, улучшению устойчивости городов и повышению качества жизни общества.

«Проблемы формирования театрально-педагогического сообщества в школах Москвы» (Александра Никитина). В чем заключается проблема формирования театрально-педагогического сообщества города и как создать особую образовательную среду средствами театральной педагогики? В статье подробно описаны результаты семинара «Театральные практики в повседневной жизни школы», прошедшего в рамках одного из симпозиумов.

«Развитие креативной компетенции педагогов в городской среде» (Анастасия Россинская, Галина Фукс). Авторы статьи дают определение креативной компетенции педагога и рассматривают ее структуру, необходимую для разработки обучающих материалов. Они объясняют, почему именно город является продуктивной средой для развития креативной компетенции, а также дают примеры заданий, которые помогут прокачать креативность.

«Синтез искусств и гуманитарных наук как принцип реализации социокультурных проектов в усадьбах Москвы» (Екатерина Ташкеева, Любовь Молина). В статье представлены концептуальные основания разработки и проведения культурно-просветительских программ и фестивальных событий в пространстве дворцово-парковой архитектуры Москвы.

«Дидактические цели, условия и принципы проведения проектного конкурса „Не про100 двор“» (Ирина Топчий). Автор статьи представляет обоснование ценности студенческого конкурса для будущих архитекторов «Не про100 двор» на основе анализа целей, критериев оценки конкурсных работ, а также образовательного потенциала конкурса.

«Визуализация образа города в представлении студентов» (Светлана Черненькая). Как молодые люди воспринимают городскую среду? В статье представлены результаты исследования образов города (студентов) с применением рисуночных техник. На основе полученных данных были выявлены образы и символы, ассоциирующиеся в сознании студентов с понятием «город».

Все статьи сборника доступны к прочтению по ссылке, а также представлены на сайте Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Фото: Freepik



Университет Линнань открывает прием на программы летней школы


27 апреля 2024 г.


Партнер МГПУ Университет Линнань (Гонконг) открывает прием заявок на обучение по программам летней школы и приглашает студентов принять участие

Старт в карьеру: новые горизонты для студентов МГПУ


27 апреля 2024 г.


В МГПУ прошло карьерное мероприятие, организованное Службой занятости населения совместно с Департаментом образования и науки города Москвы